Войти

Разработчик IT-решений для С-400 и «Аллигаторов» о реальном и ложном импортозамещении

8426
22
+4
Максим Богданов
Максим Богданов.
Источник изображения: АСКОН

Интервью генерального директора компании «АСКОН» Максима Богданова

Вы разрабатываете IT-решения для комплексов С-400, вертолетов «Аллигатор», беспилотников «Форпост»: как финансовый кризис и западные санкции повлияли на выручку в условиях импортозамещения?


С 2010 года рост был постоянным, а темпы — разными: от 5 до 30% в год. И 2014-й год, который принято считать началом очередного финансового кризиса, стал достаточно успешным — выручка компании впервые превысила миллиард рублей. Текущую ситуацию мы не рассматриваем как кризисную. Ведь экономика циклична, нужно уметь работать и на растущем рынке, и на падающем.


С какими итогами завершила компания 2015-й год?


Пока официальные итоги не подведены, но с большой вероятностью выручка осталась на уровне 2014 года — достаточно позитивный результат для сложившихся на рынке условий. Важно и то, что за минувший год число предприятий, работающих с программными продуктами АСКОН, увеличилось еще на тысячу и сейчас составляет около 9300.


В 2015 году завершился масштабный проект с Российским федеральным ядерным центром «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики». Это проект по созданию сквозной 3D-технологии проектирования. Она вошла в состав типовой информационной системы ядерного оружейного комплекса, пилотное тиражирование которой стартовало на предприятиях госкорпорации «Росатом».


До введения антироссийских санкций многие крупные российские компании, в том числе оборонно-промышленного комплекса пользовались услугами международных разработчиков программных продуктов. Сейчас ситуация изменилась?


Нам санкции дали повод возобновить диалог с крупными промышленными корпорациями, которые в свое время сделали ставку на зарубежное программное обеспечение. Раньше эта категория заказчиков была ориентирована исключительно на зарубежных вендоров. Но теперь у отечественных разработчиков появилась возможность изменить расклад сил в своих сегментах IT-рынка. Но для достижения этой цели необходимо вести серьезную работу по развитию отечественных технологий и решений.


Не могу сослаться на данные какого-либо независимого исследования, так как актуальной публичной статистики по рынку инженерного программного обеспечения нет. Но, конечно, санкции и девальвация рубля негативно повлияли на бизнес западных вендоров.


Известны факты остановки проектов, отказа от поставки и обновления лицензий. Так, руководство российского представительства Dassault Systems открыто говорит о невыполнении ранее намеченных планов, в том числе и в оборонно-промышленном комплексе.


Некоторые предприятия публично высказывают намерения заменить зарубежные средства автоматизированного проектирования на российские продукты. Такова, например, позиция ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». По неофициальной информации, которой мы располагаем, продажи отдельных зарубежных продуктов снизились на 50%. И в этих условиях, если наша выручка сохранилась на уровне 2014 года, доля рынка увеличивается.


Какие еще крупные оборонные компании начали с вами работать в последнее время?


В мае 2015 года мы подписали соглашение о сотрудничестве с «РТ-Информ» — IT-подразделением «Ростеха». Речь идет о создании, адаптации и внедрении решений на предприятиях. Со многими из них мы работаем уже много лет, так что к новым заказчикам их вряд ли можно отнести. Но официальное соглашение предполагает более тесное взаимодействие.


Экономический эффект от внедрения отечественного ПО не снижается по сравнению с западным?


Единой методики расчета экономического эффекта нет. На каждом предприятии применяются свои подходы. Например, производственное объединение «Севмаш», лидер отечественного подводного судостроения, в свое время подсчитал эффект от применения технологической системы «Вертикаль» — 13 млн рублей. Но, как говорят на самом предприятии, дело не в деньгах, а в возможности выполнить подготовку производства в заданные сроки и с нужным качеством. При модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» (ныне «Викрамадитья» в составе ВМС Индии) миллионы нормочасов приходились на изготовление изделий машиностроения. И необходимо было в кратчайшие сроки выпустить большой объем технической документации. Если бы не ПО, пришлось бы потратить на это в два раза больше времени — это оценка главного конструктора «Севмаша».


Российский ОПК отстал от мировых конкурентов в части IT-решений. Это приводит к увеличению сроков создания новых образцов вооружения, особенно кораблей и самолетов, увеличению стоимости проектов. Меняется ли здесь ситуация?


Если инструменты 3D-проектирования (CAD), инженерных расчетов (CAE) в российском ОПК распространены повсеместно, то в части комплексных решений для управления жизненным циклом изделия пока имеются очень значительные резервы. Наша оценка степени их распространения в целом невысокая.


Предприятий, где успешно завершено внедрение комплексных решений, охватывающих основные процессы жизненного цикла изделия, и где эти решения находятся в постоянной эксплуатации, немного даже среди головных в крупных холдингах ОПК. Не говоря уже о предприятиях — поставщиках узлов и агрегатов, где степень автоматизации еще ниже относительно общего количества таких предприятий.


Где-то используются разработанные несколько лет назад уникальные автоматизированые системы управления (АСУ), где-то внедрение PLM-систем находится в процессе. Реализованные решения уровня «расширенного предприятия», охватывающие кооперационные цепочки нескольких предприятий (головные проектанты, заводы-изготовители, проектанты и изготовители компонентов), нацеленные на изготовление конечного продукта, нам неизвестны.


Основная проблема здесь — отсутствие вовлеченности высшего руководства предприятия в процесс PLM-изации. Как правило, это главный фактор риска в проекте, который является причиной почти всех остальных проблем.


Другое традиционное препятствие — нежелание пользователей расставаться с исторически сложившимися процессами, какими бы неоптимальными они ни были. Третья проблема — низкий уровень проектного управления со стороны заказчика, это и неэффективные коммуникации, и неверный выбор руководителя проекта, и отсутствие мотивации, и многие другие аспекты.


А вы способны обеспечить импортозамещение в этой сфере в полной мере?


Начну ответ от обратного. Можно ли с помощью продуктов одного международного разработчика автоматизировать все производство в отечественном оборонно-промышленном комплексе? При всей мощи известных зарубежных CAD и PDM-систем они не справляются там, где строго применяются отечественные стандарты: выпуск конструкторской документации по ЕСКД, разработка технологических процессов и технологической документации по ЕСТД, систематизация нормативно-справочной информации.


Международные компании разрабатывают универсальные продукты и не учитывают специфические потребности каждой конкретной страны. Да, их предложения отличает более высокая степень покрытия функциональных задач в рамках жизненного цикла изделия. Это обусловлено длительной историей развития PLM-систем, гораздо более ранним началом их массового применения в промышленности, множеством слияний и поглощений отдельных «лучших в классе» компаний.


Мы развиваем свои продукты, опираясь на собственные ресурсы. Но и, конечно, кооперируемся с российскими разработчиками, обладающими компетенциями в узких предметных областях, чтобы обеспечить сопоставимый охват инженерных и управленческих задач.


Второй важный аспект — ложное понимание процесса импортозамещения, в исключительно запретительном духе: по приказу за неделю удалить на всех компьютерах предприятия зарубежное программное обеспечение. Так рассуждают те, кто слабо знаком с реальным производством, не работал «на земле».


В такой постановке вопроса любое импортозамещение будет провальным, и мы им заниматься не будем. Система IT-поддержки изделия закладывается изначально: 3D-CAD, PDM-система «зашиты» в производственном процессе и кооперационных цепочках. И убрать существующую IT-поддержку, пусть даже «неугодную», значит разрушить выстроенные на предприятии процессы и связи.


Импортозамещение должно начинаться постепенно, в выделенных пилотных зонах. Или реализовываться на новых изделиях, когда изначально для разработки и производства выбираются российские продукты. Главная задача при IT-импортозамещении — не навредить, то есть обеспечить неухудшение характеристик основных процессов предприятия.

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
17.12.2021
Выбор РИА Новости: главные события 2021 года в военной сфере
30.01.2013
Ценовых войн не будет
06.07.2011
МВМС-2011: перспективы флота и амбиции судостфроителей
23.06.2009
Вячеслав Дзиркалн: за рубежом очень интересуются нашими "Искандерами"
08.12.2008
Медведев считает, что России и Индии надо окончательно решить вопрос о передаче крейсера "Адмирал Горшков"
03.03.2008
Черная метка для "МиГа". Индия перенесла подведение итогов конкурса на закупку 126 истребителей
22 комментария
№1
Аккаунт удалён
№2
29.01.2016 17:31
Цитата, q
Не могу сослаться на данные какого-либо независимого исследования, так как актуальной публичной статистики по рынку инженерного программного обеспечения нет.

Все, кроме расчета активных зон, древние старики делают в автокаде и реже в солидворксе, остальные ВСЁ делают в солидворксе, в автокад перерисовывают и/или экспортируют только если у работодателя завих на автокад.

Не надо никаких "данных". Все работают в солидворксе, и, если есть требования - перерисовывают в автокад или реже (в рекламном и прочих нетехнических бизнесах) в тридэмакс.

Лукавство сплошное... Есть солидворкс, и есть "все остальное г-но". Когда у нас будет что-то сравнимое - будем работать в нем.
0
Сообщить
№3
29.01.2016 18:37
Цитата, q
Есть солидворкс, и есть "все остальное г-но".
Простите. а что Вы делаете в солиде? И еще, у Вас  солид лицензионный или "трофейный"?
0
Сообщить
№4
29.01.2016 18:46
Цитата, Алексей60 сообщ. №3
Простите. а что Вы делаете в солиде? И еще, у Вас  солид лицензионный или трофейный?

Если именно я - то все кроме электроники.
Лицензионный с ограничениями.
С 2006 по 2013 был трофейный.
Разницы между лицухой и трофеем не заметил, глюки одинаковые.
За тепловые расчеты с динамикой носителя им вообще просто 5+.
0
Сообщить
№5
30.01.2016 02:20
Ну вот мне сейчас товарищ в скайпе подсказывает, что есть нюансы с оформлением ЕСКД. Т.е. мою чертежку из солида он обычно просто вставляет в пакет документов, подготовленных в других пакетах. Но опять же - кроме четрежки там списки на материалы и другие расходники в основном. Что касается мехобработки - это все равно на месте решают либо сами станочники (если чертежи содержат технологические примечания), либо технологи.
Со сварными конструкциями я чертежи в солиде не пробовал делать - не пришлось, только модели на них рисовал и давил нагрузками. Но не думаю, что с чертежкой по сварке есть в солиде сложности.
0
Сообщить
№6
30.01.2016 06:26
Цитата, q
Что касается мехобработки - это все равно на месте решают либо сами станочники (если чертежи содержат технологические примечания), либо технологи.
Да, производство у Вас "зашибсь"! Качество КД и ТД определяет качество продукции. Если у разработчика КД и исполнителя возникают разночтения, то от этого страдает качество продукции.
0
Сообщить
№7
Аккаунт удалён
№8
30.01.2016 15:53
Цитата, Aviagr сообщ. №7

Как в Компасе работают - видел, что-то в нем есть, вклюячая приятный момент - он малотребователен к ресурсам.

Цитата, Алексей60 сообщ. №6
Да, производство у Вас "зашибсь"! Качество КД и ТД определяет качество продукции. Если у разработчика КД и исполнителя возникают разночтения, то от этого страдает качество продукции.

Простой пример: если я не укажу, скажем, на токарном чертеже, какие поверхности следует обрабатывать с одного установа, то 99% что технолог укажет как обрабатывать сподручней, а не как надо, какие бы допуски на соосность/параллельность/перпендикулярность/плоскостность/круглость там не стояли. Так что максимальная информативность чертежки как раз делается во избежании разночтений.

Ну и есть специфика - например увод заготовки при объемных выборках, иногда нужна "успокоительная" для металла предварительная обработка с последующим отлеживанием детали перед чистовой обработкой. Кстати, это вообще тема с уводами при обработке с большим выемом материала, особенно когда люди кидают точную работу на точный станок чуваку с ровными руками, а на выходе или 30% брака или все в самых краях допусков, или вообще детали "винтом". Это косяк не рабочего и не технолога - это косяк конструктора. У технологов сегодня труд стал вообще мрачным, им такую мутотень приносят, которую надо разворачивать на доработку, а вместо этого они вынуждены принимать и выдумывать с рабочими как это сделать без головняка. Если конструктор никогда не резал сам - это с большой вероятностью 0.25 конструктора. И тут уже никакое ПО не поможет.
0
Сообщить
№9
31.01.2016 07:11
Цитата, q
Компас выигрывает в плане оформления чертежей у многих, но 3Д - для простеньких сборочек.
Это смотря, что Вы называете "простенькой сборочкой"? Сборка из 1,5 тысяч деталей считается "простенькой сборочкой"?
0
Сообщить
№10
31.01.2016 07:47
Цитата, q
Простой пример: если я не укажу, скажем, на токарном чертеже,
Простите за нескромный вопрос, что это за "токарный чертеж"? Согласно ЕСКД ГОСТ 2.102-2013 "ВИДЫ И КОМПЛЕКТНОСТЬ КОНСТРУКТОРСКИХ ДОКУМЕНТОВ" существует "Чертеж детали" - Документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изготовления и контроля.
Цитата, q
какие поверхности следует обрабатывать с одного установа,
Согласно ЕСКД ГОСТ 2.109-73:
Цитата, q
1.1.3. На рабочих чертежах не допускается помещать технологические указания. В виде исключения допускается:
а) указывать способы изготовления и контроля, если они являются единственными, гарантирующими требуемое качество изделия, например, совместная обработка, совместная гибка или развальцовка и т.п.;
б) давать указания по выбору вида технологической заготовки (отливки, поковки и т.п.);
в) указывать определенный технологический прием, гарантирующий обеспечение отдельных технических требований к изделию, которые невозможно выразить объективными показателями или величинами, например, процесс старения, вакуумная пропитка, технология склеивания, контроль, сопряжения плунжерной пары и др.
1.1.4. Для изделий основного единичного* и вспомогательного производства на чертежах, предназначенных для использования на конкретном предприятии, допускается помещать различные указания по технологии изготовления и контролю изделий.
_________
* Правила выполнения чертежей изделий единичного производства распространяются также и на вспомогательное производство.
Цитата, q
то 99% что технолог укажет как обрабатывать сподручней, а не как надо, какие бы допуски на соосность/параллельность/перпендикулярность/плоскостность/круглость там не стояли.
М..да. Технологическая дисциплина у Вас, скажем так, не на высоком уровне. И тут уже, точно, никакое ПО не поможет.
0
Сообщить
№11
Аккаунт удалён
№12
31.01.2016 11:43
Цитата, q
Я импорт не хвалю, но и наши IT-шники не должны нос задирать далековато им по удобству от того же Инвентора.
С этим согласен, и имея лицнзию "пинаем" разработчиков, чтобы исправляли свои "косяки"
0
Сообщить
№13
31.01.2016 13:49
Цитата, Алексей60 сообщ. №10
Простите за нескромный вопрос, что это за "токарный чертеж"? Согласно ЕСКД ГОСТ 2.102-2013 "ВИДЫ И КОМПЛЕКТНОСТЬ КОНСТРУКТОРСКИХ ДОКУМЕНТОВ" существует "Чертеж детали" - Документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изготовления и контроля.

Если я точно знаю, что вся деталь будет (потому что должна быть по геометрическим причинам) токарной, то черчу так, что бы лист можно было прямо отдать прямо ЧПУ-шнику без никаких мудаков между ним и мной. Иначе результат будет зависить от чего угодно, от чего он зависеть в принципе не должен.

Цитата, Алексей60 сообщ. №10
Согласно ЕСКД ГОСТ 2.109-73:

ЕСКД содержит столько же полезных норм, сколько и вредных, и заточено строго под совковую модель гипергигантских распределенных производств. Там оно, ВОЗМОЖНО, уместно.

Цитата, Алексей60 сообщ. №10
М..да. Технологическая дисциплина у Вас

Мне важен результат а не дисциплина.
Дисцилинированно мы делали ВАЗ, с которого в 89-93м все резко пересели в том числе даже на такое унылое г-но как опель, лишь бы не обратно в тазик.

Когда вывезли чертежку с немецких верфей, оказалось, что ~10% конструктива VIIС вообще не было прочерчено. Так-то, продолжайте следить за дисциплиной и считать изъятую халтуру на проходной. )) Дисциплина должна быть воплощена в результате и во времени, иначе она, с падающими ракетами, нахрен не нужна.
0
Сообщить
№14
31.01.2016 16:21
Цитата, q
Если я точно знаю, что вся деталь будет (потому что должна быть по геометрическим причинам) токарной, то черчу так, что бы лист можно было прямо отдать прямо ЧПУ-шнику без никаких мудаков между ним и мной.
"Попадали" мы пару раз на такие "шараги". "Повелись" на обещание низкой цены. В первой партии не нашлось двух одинаковых деталей. Что-то удалось собрать селективным методом, что-то вернули как брак. Написали замечания и рекомендации. Они нам все переделали с хорошим качеством и обещали, что в следующий раз все будет ОК. Второй заказ был через несколько и все повторилось как в первый раз. Стали разбираться. Выяснили, что практически нет технологической документации и о наших замечаниях все забыли. Технология на коленке - то самое "отдать прямо ЧПУ-шнику без никаких мудаков между ним и мной".
0
Сообщить
№15
31.01.2016 17:14
Цитата, Алексей60 сообщ. №14
Выяснили, что практически нет технологической документации и о наших замечаниях все забыли.

Возможно контора лажовая, или скупили древних упоротых станков и кое-как на них кормятся.

А вообще такие вещи происходят именно потому, что люди придерживаются принципов, в рамках которых фактически нет рабочего чертежа как такового. Есть только зачастую бесполезная техкарта.

Если, например, у меня посадка подшипника, то кроме поля допуска и квалитета при размере я ТУПО УКАЗЫВАЮ "посадка подшипника такого-то", и мне плевать, что имеет в виду по этому поводу норматив, а по возможности еще и даю этот гребаный подшипник.

Бывают, конечно и перлы. Много раз видел как люди заведомо через ж-пу готовят установы для обработки. Есть кто при обработке в 7 установов попадает в две-три сотки, а есть, кто уже второй установ мажет на все 50. Опять же, на упоротой и дешевой оснастке по-другому и сделать-то тяжело. Херовый инструмент - тоже боком вылазит. Но хорошие оснастка и инструмент стоят в 5-10 раз дороже убогих, и это не может не сказываться на цене обработки. Нормальные люди выбрасывают  тупые пластины и ставят новые, "экономные" их по 5 раз перетачивают, что реально не приводит ни к повышению качества резания, ни к повышению ресурса.

-------
Я согласен с тем, что есть вещи, в которых ТЕХНОЛОГ НЕЗАМНИМ. Это гибка, штамповая оснастка, химия, термообработка и тому подобные вещи, где процесс по каждому типу деталей по-своему уникален. Но технолог нужен "местный", который знает все особенности своего железа и своего персонала. Технолог из соседней деревни ничем ему помочь не может.
0
Сообщить
№16
31.01.2016 18:13
Цитата, q
Дисцилинированно мы делали ВАЗ,
В том то и дело, что не дисциплинированно. повальное не соблюдение и нарушение технологий привело к тому, что вазовские машины были ужасного качества. Какими они должны были быть видел в НАМИ. С конвейера сходили у...ща. Кузовные штампы использовались на 150 - 170%. Сам видел "сваренные" кессоны дверей. Из-за больших задиров, даже не заусенцев, детали не "сходились" и часть точек сварки не "проваривалась". В зазоры можно было палец засунуть. А истории о винтах забиваемых кувалдой. Так это правда. И откуда тогда возьмется качество.
0
Сообщить
№17
31.01.2016 18:27
Цитата, Алексей60 сообщ. №16

Ну, сегодня мотивация качества рублевая - она работает лучше. Тот же автопром объективно стал вполне себе машинами, на свои деньги они вполне тянут.

В принципе, любая сегодняшняя система нормативов будет работать, если будет стимул ее придерживаться. А что до ЕСКД конкретно - мне кажется, что для производства многих вещей ЕСКД несколько избыточна и предполагает несколько избыточную численность кадров для многих производств. Ну и если опираться на принцип модульности ("чарных ящиков", скажем так) даже сложных и многоотраслевых конечных изделий, то важнее становится вопрос стандартизации общего, нежели документирования конкретного. При этом я все еще не уверен, лучше ли, когда стандарты вырастают сами по себе из удачных решений отдельных поставщиков, или же, когда стандарты определяются государственным институтом соответствующего толка. Наверное, право на жизнь должно иметь и то и другое.
0
Сообщить
№18
31.01.2016 18:30
Цитата, q
Если, например, у меня посадка подшипника, то кроме поля допуска и квалитета при размере я ТУПО УКАЗЫВАЮ "посадка подшипника такого-то"
Тут мы с Вами, кажется. нашли "общую" тему.  Я не возражаю против простой токарки при вращении вала до 1000 об/мин. А как Вы обойдетесь без технолога, когда число оборотов вола 25000-40000 об/мин. При больших "биениях" вала всю конструкцию "разнесет вдребезги". Тут нужна термообработка и шлифовка, а это может "расписать" только технолог.
0
Сообщить
№19
31.01.2016 18:46
Цитата, Алексей60 сообщ. №18
А как Вы обойдетесь без технолога, когда число оборотов вола 25000-40000 об/мин. При больших "биениях" вала всю конструкцию "разнесет вдребезги". Тут нужна термообработка и шлифовка, а это может "расписать" только технолог.

Это, кстати вы привели хороший пример, когда нужны вообще все, кто может иметь отношение к предмету. Тут и разрывные нагрузки и резонансы.

Хотя, смотря что, вот у меня периодически дохнет ротор в ручной фрезерной машинке.
/Замерил и сверил обороты с пасспортными - 32000 там и не пахнет, реально ~26400 на холостом ходу, при том что напруга в сети у меня всегда в пределах 216-223.
Посчитал его обмотки на разрыв - где-то недалеко от предела текучести электротехнической меди при 200°С. А вот посредственная центровка ему мало мешает жить - даже ее дешевые подшипники все еще не прогрызли свои сепараторы, но мешает жить мне (громкий зараза).
Т.е. для инструмента бытового класса - эта дешевка меня вполне устраивает, и отбила она свои деньги уже давно и многократно.
0
Сообщить
№20
31.01.2016 19:03
Цитата, q
А что до ЕСКД конкретно - мне кажется, что для производства многих вещей ЕСКД несколько избыточна
По моему мнению, ЕСКД отстает от требований сегодняшнего дня, а ЕСТД - это вообще вчерашний день. Например германские, швейцарские и японские технологические чертежи напоминают вот это -

плюс комплектовочная ведомость, плюс ведомость инструментов и принадлежностей и еще описание процесса сборки.
0
Сообщить
№21
31.01.2016 19:09
Цитата, q
но мешает жить мне (громкий зараза)
Шестерни в редукторе стальные?
0
Сообщить
№22
31.01.2016 19:15
Цитата, Алексей60 сообщ. №20
Например германские, швейцарские и японские технологические чертежи напоминают вот это -

плюс комплектовочная ведомость, плюс ведомость инструментов и принадлежностей и еще описание процесса сборки.

Ууу... Вы представляете, сколько г-на возбурлит, если принесете куда-нибудь, скажем на сертификацию, пакет с толковыми картиками, описаниями и полными понятными чертежами вместо замысловатых скупых форматов? - Вас съедят )))

Я поэтому никогда ничего не формляю, даже забыл уже как это делается, за 18 лет, только просчитываю, моделирую и черчу.

Помню "презентацию" расчетов на печь (прогнали 8 вариантов) оформили нормально на 3х листах с основными данными и краткими описаниями. Так нам сказали "этот букварь начальство не поймет, сформулируйте в одном абзаце". Банально, что в итоге я знаю что они сейчас делают и чем это закончится. Закончится тем, что через год снова придут к моему товарищу, уже с более толстым свертком аванса, и будут просить сделать так, что бы их ваяние заработало как надо.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 20.04 16:48
  • 2
Ракеты ATACMS: характеристики и дальность, чем сбивают
  • 20.04 16:37
  • 18
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 20.04 16:34
  • 11
Крылатые ракеты Х-101 и Х-102
  • 20.04 16:02
  • 1243
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 20.04 16:00
  • 75
Членство в НАТО в обмен на территорию. Зачем Армения проводит военные учения с США
  • 20.04 15:59
  • 109
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 20.04 15:45
  • 11
Украина получит два 35-мм зенитных артиллерийских комплекса Rheinmetall Skynex
  • 20.04 15:29
  • 87
В США оценили российские Су-34 с УМПК
  • 20.04 15:24
  • 921
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 20.04 12:46
  • 1
Втянуть США в войну с Россией. Стали известны детали "мирного" плана Киева (Foreign Affairs, США)
  • 20.04 00:43
  • 462
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 19.04 21:13
  • 2703
Как насчёт юмористического раздела?
  • 19.04 16:43
  • 0
«Новая Америка». Как западные корпорации осваивают земли «незалежных» индейцев
  • 19.04 16:35
  • 111
В России запустили производство 20 самолетов Ту-214
  • 19.04 16:24
  • 117
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке