Войти

Китай теснит Россию на рынке вооружений

7116
15
-3
Бронетранспортер VN-1
Бронетранспортер VN-1 китайского производства вооруженных сил Венесуэлы.
Источник изображения: Pakistan Defence

По экспорту оружия Россия уступает только США

За последние пять лет Китай вытеснил Германию с третьего места среди крупнейших экспортеров вооружений после США и России. Политическое влияние Пекина увеличилось, и он активно продвигается на новые для себя рынки Ближнего Востока и Латинской Америки. Конкурентные преимущества китайского оружия те же, что и у России – простота и дешевизна. Только китайцы делают еще проще и еще дешевле.


Стокгольмский международный институт исследования проблем мира СИПРИ опубликовал в понедельник данные о мировой торговле оружием. Согласно докладу, общий объем сделок в 2010–2014 гг. увеличился на 16% по сравнению с предыдущим периодом, 2005–2009 годами. Пять крупнейших экспортеров в этой области в мире – США, Россия, Китай, Германия и Франция. Их совместная доля в мировой торговле оружием составила 74%, доля только США и России – 58%.


Первую позицию занимают США, чей военный экспорт возрос на 23%. В 2010–2014 гг. их доля в мировой торговле вооружениями составила 31%. Страна продавала оружие в 94 государства мира. Поставки в Азию и Океанию достигли 48%, на Ближний Восток – 32%, в Европу – 11%.


Доля России равнялась в этот период 27%, а рост экспорта ею основных видов оружия – 37%. РФ поставляла вооружения в 56 стран мира. 60% всех продаж – в Индию, Китай и Алжир. 66% сделок пришлись на государства Азии и Океании, 12% – Африки, 10% – на Ближний Восток.


Китай, занимавший в 2005–2009 гг. в списке девятое место (3% в мировом объеме торговли оружием), теперь вышел на третье, нарастив в 2010–2014 гг. экспортные объемы на 143%. В последние пять лет его доля в глобальном экспорте данной продукции превысила 5%.


«США уже давно рассматривают экспорт вооружений как основной инструмент внешней политики и безопасности, однако в последние годы он во все большей степени был призван помочь американской военной промышленности поддерживать уровень производства при сокращении военных ассигнований», – заявил директор Программы военных расходов (на вооружения и военные цели) СИПРИ Од Флеран.


Крупнейшим в мире импортером вооружений остается Индия (15% в доле мирового импорта), за ней следуют Саудовская Аравия (5%), Китай (5%), Объединенные Арабские Эмираты (4%) и Пакистан (4%).


Аналитики СИПРИ замечают, что в целом за последние десять лет заметно возросли поставки оружия в Африку, регионы американского континента, Азии, Океании и Ближнего Востока и сократились в Европу. Касаясь сокращения импорта оружия европейскими странами, в СИПРИ отметили, что ситуация в России и на Украине, однако, может изменить эту тенденцию, так как некоторые граничащие с Россией государства увеличивают импорт вооружений.


Стокгольмский международный институт исследования проблем мира СИПРИ был основан в 1966 году и является независимым аналитическим центром, занимающимся исследованиями конфликтов, вооружений, контроля над вооружением и разоружением.


«По предварительным ощущениям казалось, что Азиатско-Тихоокеанский регион больше тратит на военные расходы, чем в арабском регионе, – прокомментировал документ директор программы Центра политических исследований России по обычным вооружениям Вадим Козюлин. – Но анализ показал другое. Ну и, конечно, всех удивил Китай. Это было ожидаемо, но не так быстро, не такими темпами».


Эксперт обратил внимание, что у СИПРИ своеобразный метод подсчета. «Они не пользуются традиционно признанными методами подсчета объемов экспорта – в денежном выражении. У них собственные алгоритмы подсчета, если грубо сказать, они используют физическое выражение поставок, а не финансовое. То есть они принимают за данность, что все танки стоят одинаково. Так удобно подсчитывать, и получается, что они показывают не финансовый, а физический объем продаж. Но в то же время они не подсчитывают то, что сложно выразить в физическом объеме: модернизацию, поставки электроники, комплектующих. Поэтому многие страны, которые могли бы занять значительно более заметное место, этого не делают. В частности, Израиль. Данные СИПРИ и те, которые сам Израиль объявляет, расходятся на порядок. Так что его роль недооценена, а роль Китая оценена, может быть, даже с избытком, потому как китайский экспорт дешевый. В физическом отношении он большой, а в финансовом не так велик, как может показаться. Но отразить поставки вооружений в физическом объеме тоже важно, именно в этом Китай и силен, в этом, скажем так, его китайская сила. Он производит технику простую и дешевую. Если говорить о танках, то это много танков за небольшие деньги», – сказал он.


По его мнению, факт роста китайского экспорта должен насторожить российских экспортеров. «Именно Россию Китай теснит, в традиционной российской нише он расширяет свою деятельность: на рынках небогатых, развивающихся государств, где Россия занимала первое место, даже потеснив Соединенные Штаты. Именно на этом рынке сейчас активничают китайцы, которые предлагают, может быть, не столь качественный товар, но недорогой. С другой стороны, эти государства порой не дружат с добропорядочными экспортерами – это Иран, Судан, которые под санкциями. Некоторые щепетильные государства могут отказываться от сотрудничества, а китайцы это делают», – заключил Козюлин.


По мнению редактора журнала Moscow Defense Brief, эксперта Центра анализа стратегий и технологий Василия Кашина, выход Китая на третье место является следствием общего роста технического уровня китайской продукции и расширения географии экспорта. «Они сильно укрепили свое присутствие на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Они вышли за пределы своих традиционных рынков – раньше у них почти половина экспорта приходилась на Пакистан. И они начинают предлагать все более сложные системы вооружения, включая зенитные ракетные комплексы большой дальности, современную артиллерию, высокоточное оружие. Кроме того, растет их политический вес, в результате все больше стран могут обращаться к ним за оружием и по политическим причинам», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.


По его мнению, немцам трудно сравниться с китайцами на рынках развивающихся стран, поскольку у них есть много ограничений на экспорт в эти государства, особенно на те, где есть проблемы с правами человека. Кроме того, номенклатура того, что они делают, гораздо уже. «Китай наряду с Россией и США – страна, которая производит практически весь спектр вооружений», – сказал он.


Роман Крецул

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
03.06.2015
Проекция силы
08.09.2014
Страны Северной и Северо-Восточной Африки вышли в мировые лидеры по темпам роста военных расходов в 2006-2013 гг.
26.03.2014
Объем торговли оружием растет
27.03.2013
Новый лидер в торговле оружием
19.07.2010
Пекин занимает чужое место на мировом рынке ВВТ практически без боя
17.06.2009
Зачет автоматом
15 комментариев
№1
18.03.2015 01:04
Китайцы все в кредит продают,а потом ещё все отбивают с лихвой на поставках запчастей и боеприпасов.
Вообще они экспорт во всю поддерживают,живя по японскому послевоенному принципу"экспорт или смерть".
А у нас импортозамещение и поддержка экспорта копеечная.
-1
Сообщить
№2
18.03.2015 01:48
Цитата, salem сообщ. №1
Китайцы все в кредит продают,а потом ещё все отбивают с лихвой на поставках запчастей и боеприпасов.
Сейчас Вам объяснят что Китайцы ничего кроме фейерверков делать не умеют!!! )))

Хотя этот этот СИПРИ тот ещё источник. У них там своя атмосфЭра )))
+1
Сообщить
№3
Удалено / Спам
№4
18.03.2015 08:16
Конкретики нет. В какие страны сколько и чего. А то "вырос на 146% и стал 5%" абсолютно не воспринимается.
+4
Сообщить
№5
18.03.2015 09:31
Цитата, salem сообщ. №1
Китайцы все в кредит продают,а потом ещё все отбивают с лихвой на поставках запчастей и боеприпасов.
Нечего себе "новая схема" а все другие наверно как то по другому работают :)
Цитата, salem сообщ. №1
А у нас импортозамещение и поддержка экспорта копеечная.
Ну так понятно, 2ое место, так опустились :))))
+6
Сообщить
№6
18.03.2015 13:52
И в каком месте надо удивляться, что Китай вышел на третье место по экспорту оружия? Он и на первое выйдет лет через 20...
+2
Сообщить
№7
18.03.2015 20:22
Цитата, Teddy сообщ. №6
И в каком месте надо удивляться, что Китай вышел на третье место по экспорту оружия? Он и на первое выйдет лет через 20...
Ну лет через 20 если не помогать. А если помогать образцами новейшего оружия, то и 10 может хватить )))
0
Сообщить
№8
18.03.2015 23:11
Китай теснит... О да, как щас помню:
Цитата, q
В апреле 2013 года стало известно, что в Эквадоре отказали все радары противовоздушной обороны, поставленные китайской компанией CETC. После расторжения контракта эквадорские военные также потребовали от Китая возврата 36 миллионов долларов предоплаты по контракту и выплаты девяти миллионов долларов компенсации за неработающие радиолокационные станции (два радара YLC-2V большой дальности обнаружения и два мобильных YLC-18 средней дальности. ).
Цитата, q
Когда Хоу Миньцзюнь, командир бронетанковой части 27-й армии, отправился на девятидневные учения во Внутреннюю Монголию, он потерял более половины своей техники. За первые 48 часов учений «Северный меч-2013» все 40 танков его батальона вышли из строя один за другим. Только 15 машин удалось отремонтировать на месте...
+3
Сообщить
№9
19.03.2015 00:06
Цитата, madmat сообщ. №7
Ну лет через 20 если не помогать. А если помогать образцами новейшего оружия, то и 10 может хватить )))

Вы намекаете что это что-то плохое? В любом случае Китай выйдет со своим оружием на международный рынок, это неизбежно, так почему бы не поторговать с ним, пока есть возможность? Все равно все ноу-хау они либо сами придумают, либо у кого нибудь другого возьмут.
0
Сообщить
№10
19.03.2015 02:09
Цитата, Hazzard сообщ. №9
В любом случае Китай выйдет со своим оружием на международный рынок, это неизбежно, так почему бы не поторговать с ним, пока есть возможность?
Неизбежно, как и наша смерть ))). Так почему бы её не приблизить, пока это возможно? ))).
(хмм, запишу в цитатник)))

Мысль достойная Конфуция ))) Браво )))

Ну а если не надувать философией щёки, откуда такая уверенность? )))

Помню я участвовал в спартакиаде нашего холдинга. Я, очкарик офис-хомячок. Со мной в забеге бежал кто-то из качков-спортсменов-охранников и директор всего холдинга(тоже спортсмен)!! ))).
Выигрывать и трудно и опасно.))) Но я порвал их. Директор упал на старте(опасность выиграть у него отпала) а качку я не дал возможность догнать меня ни на миллиметр после выигрыша старта(ну... трейдер, понимаете, и всё такое ))).

Да, к чему это я??? Да к тому что перед стартом я был готов порвать всех, кто бы это ни был.

Как-то Вы очень печально к нашему старту забега с Китаем. С таким настроем проиграем гарантированно))).
0
Сообщить
№11
19.03.2015 06:58
Цитата, madmat сообщ. №10
Ну а если не надувать философией щёки, откуда такая уверенность?

Потому что в науках и технологиях догонять проще, чем бежать первым. СССР когда в ВПК "догонял и перегонял" тоже вполне себе бодро шел, а как вышел на примерно один уровень с США и Европой, то все, уже самому надо вперед идти, без оглядки, а там уже совсем другие темпы оказались. Почему у Китая по другому вдруг будет? Промышленность китайская, скажем так, не самая слабая, инженерные кадры какие-никакие есть - украсть-купить все, что ему надо он сможет 100%, не у нас так у тех же америкосов с европейцами... Дык смысл тогда во вред себе дополнительные палки в колеса совать, ну будут у него определенные образцы оружия позже на пару лет, что это нам даст?
0
Сообщить
№12
19.03.2015 14:55
Цитата, Hazzard сообщ. №11
Дык смысл тогда во вред себе дополнительные палки в колеса совать, ну будут у него определенные образцы оружия позже на пару лет, что это нам даст?
Ну я же сказал. Или "отсрочку смерти" или даже не пропускание соперника вперёд.

Тут получается, два мнения. Вы думаете что всё равно всё пропало и сопротивляться бесполезно, а я думаю так же только в случае если ничего не делать или наоборот помогать(играть в поддавки).
Что мы сейчас и демонстрируем.

А чтобы не пустить вперёд, надо не партийные съезды проводить а лечить экономику.

Я с Вами согласен в том что гонка, в реальности, проиграна. Но не согласен в том что этому нельзя было противостоять. Как всегда не зватает малого - ума и желания.

Да и вспомните когда СССР начал все свои силы вкладывать с военное производство, и когда у него появились реально конкурентные образцы?
Китай в этом плане выглядит более шустрым. И сами стараются, и допингами подкачиваются от нас.
0
Сообщить
№13
19.03.2015 16:25
Цитата, madmat сообщ. №12
Как всегда не зватает малого - ума и желания.
Ну это как обычно :)) А может просто невезение ? :))) Или еще какие нибудь "объективные причины" :)))


Цитата, madmat сообщ. №12
Китай в этом плане выглядит более шустрым. И сами стараются, и допингами подкачиваются от нас.

Наверно нам выгодно, то что на сегодняшний день наш основной противник (США) будет тратить ресурсы на противодействие в Азии, а не направит их непосредственно против нас ? Мне кажется, что бы отвлечь серьезные силы противник и должен выглядеть "более шустрым".


Цитата, madmat сообщ. №12
Я с Вами согласен в том что гонка, в реальности, проиграна.

Хватит уже фантазировать. Или "гиде ващи докозательства" ? Просто так Китаю не кто не чего не отдает.
0
Сообщить
№14
19.03.2015 17:11
Цитата, madmat сообщ. №12
Вы думаете что всё равно всё пропало и сопротивляться бесполезно, а я думаю так же только в случае если ничего не делать или наоборот помогать(играть в поддавки).

))) как вы умело мне в голову залезли и все мои мысли прочитали. Телепат, однако. Но все, равно не смотря на такие выдающиеся экстрасенсорные способности пишите чушь. Какая-то странная логика отношения к торговле для человека либеральных взглядов. Продажа чего либо Китаю - капитуляция, проигрыш и игра в поддавки, а не продажа - победа и перемога. Давайте эмбарго на Китай наложим, вот рецепт перемоги, так что ли?
0
Сообщить
№15
19.03.2015 17:39
Цитата, Hazzard сообщ. №14
не смотря на такие выдающиеся экстрасенсорные способности пишите чушь.
ну тогда не читайте.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 26.04 00:59
  • 1043
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 26.04 00:07
  • 0
Танцы с бубном: США, Украина и военная помощь
  • 25.04 17:21
  • 2
Суд арестовал замминистра обороны РФ, на которого ФСБ пять лет собирало материалы по коррупции
  • 25.04 15:58
  • 120
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 25.04 13:48
  • 3
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 25.04 13:40
  • 463
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 25.04 12:48
  • 0
«Освей»: Космическая Беларусь берется за строительство самолетов
  • 25.04 10:13
  • 478
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры
  • 25.04 09:27
  • 9
Российские разведывательно-ударные мультикоптеры предложат на экспорт
  • 25.04 09:12
  • 276
Космонавтика Илона Маска
  • 25.04 09:02
  • 26
Национальная политика и миграция
  • 25.04 08:46
  • 19
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 25.04 05:17
  • 3
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 25.04 04:48
  • 2706
Как насчёт юмористического раздела?