Войти
Компьютерра

Первые российские материнские платы появятся в начале 2015 г.

8416
18
+13
Первые ПК на российских процессорах сошли с конвейера
Материнская плата "Монокуб" ЗАО "МЦСТ".

В конце декабря на расположенном в Зеленограде заводе ОАО «НИИМЭ и Микрон» была выпущена малая серия двухъядерных процессоров «Эльбрус-2СМ» для производства опытной партии российских материнских плат «Монокуб-М». Их разработчик – ЗАО «МЦСТ», планирует представить новинку в начале следующего года.

Отечественная плата формата Mini-ITX оснащена слотом расширения PCI-Express v.1.0, гигабитным портом Ethernet, разъёмами SATA 2.0, IDE (CompactFlash), портами USB 2.0 и RS-232, видеовыходами VGA и DVI, а также входами/выходами общего назначения (GPIO).

Основой материнской платы станет процессор «Эльбрус-2СМ». Это модифицированная версия ЦП «Эльбрус-2С+», внутренний индекс которой был 1М. Процессор оснащается кэш-памятью объёмом 2 МБ и содержит интегрированный двухканальный контроллер оперативной памяти DDR2, работающий на эффективной частоте 533 МГц. Расчётная пиковая производительность чипа составляет 12 Гигафлопс. Его архитектура адаптирована для цифровой обработки сигналов и математических расчётов.

«Эльбрус-2СМ» выпускается по технологическим нормам 90 нм, что выглядит сильным анахронизмом. Особенно на фоне перехода лидеров полупроводниковой отрасли на стандарт 14 нм. Однако важно здесь то, что «Эльбрус» и «Монокуб» выпускаются российскими компаниями на собственных производственных мощностях. Внешние интерфейсы платы также реализованы на базе микросхемы КПИ, разработанной в ЗАО «МЦСТ».

«Выпуск микропроцессора Эльбрус-2СМ на фабрике «Микрон» – важный шаг на пути импортозамещения и достижения технологической независимости страны, – комментирует генеральный директор ЗАО «МЦСТ» Александр Киирович Ким. – Процессор Эльбрус-2СМ – полностью российский продукт, в котором система команд, архитектура процессора, электрическая схема, сложные функциональные блоки и вся топология спроектированы в России, и основаны на российской интеллектуальной собственности».

Сотрудничество «Микрон» и «МЦСТ» впервые позволяет создать полностью отечественное вычислительное решение универсального назначения. В государственных компаниях эта компактная система может выполнять роль неттопа, мини-сервера или NAS. Для отечественного ВПК это и вовсе незаменимая разработка, так как в ней гарантированно отсутствуют аппаратные и программные закладки. В сложившихся условиях важно и то, что выпуск процессоров и материнских плат может осуществляться независимо от санкционного давления США и Евросоюза. Настолько, насколько это вообще возможно в условиях тотальной глобализации.

«Учитывая, что «Микрон» сегодня является единственным отечественным производителем, освоившим выпуск микросхем по топологическим нормам 90 нм, главной задачей для нас является поддержка российских R&D-центров в локализации производства их импортозамещающих разработок», – комментирует генеральный директор ОАО «НИИМЭ и Микрон», академик РАН Геннадий Яковлевич Красников.

Управляться российские микрокомпьютеры также будут отечественной операционной системой «Эльбрус», основанной на ядре Linux 2.6.33 и поддерживающей режим работы в реальном времени. Такая модификация позволяет использовать её для управления контрольной автоматикой и военной техникой. Например, авионикой беспилотных летательных аппаратов, сапёрными роботами и системами корректировки огня.

Дополнительно в ядро ОС «Эльбрус» был встроен комплекс средств защиты информации от несанкционированного доступа. Это позволяет использовать компьютеры под её управлением для создания автоматизированных систем с высоким классом защищённости от НСД – до 3А включительно.

О предполагаемой стоимости материнских плат «Монокуб-М» с процессором «Эльбрус-2СМ» пока не сообщается. Исходя из того, что сейчас они выпускаются малыми партиями на пластинах диаметром 200 мм., она может оказаться довольно высокой. Конкурентного уровня цен можно будет ожидать лишь с увеличением объёмов производства и переходом на более современные стандарты.


Андрей Васильков

Права на данный материал принадлежат Компьютерра
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
06.10.2015
Дефицит отечественной микроэлектроники несет для страны серьезные угрозы
29.06.2015
Русский чип: запоздалый старт
06.05.2015
Российские компьютеры МЦСТ Эльбрус поступили в продажу для юридических лиц
09.04.2015
Блицкриг импортозамещения ИТ-технологий» Часть 2 «Голый король» отечественной электроники» (фрагмент)
31.12.2014
Что доктрина прописала
09.07.2014
Контроперация на семь баллов
18 комментариев
№1
29.12.2014 06:03
Надеюсь код откроют? OpenSource как-никак, лицензия обязывает,  надо же дорабатывать, сообществом надёжнее, чем закрытой группой. Можно форкнуть и сделать новое.
-1
Сообщить
№2
29.12.2014 12:52
Цитата, q
Надеюсь код откроют?
Вряд ли. Во первых они судя по всему ядро довольно сильно перепилили под RTS, хотя у них там все и на опенсорсных либах работает. Во-вторых все-таки открывать исхоники системы, которая вроде как может у вояк работать - это себе во вред только.
0
Сообщить
№3
29.12.2014 12:58
Так-то, уже сколько раз проговаривали по поводу цены и партий: если в принудительном порядке комплектовать паспортные столы, ЖЭКи, МФЦ и прочие учреждения (в которых сейчас в лучшем случае стоят Маки, а чаще старая рухлядь, на которой софт под ДОСом работает до сих пор) оборудованные женщинами-документоводами, машинами на базе эльбрусов можно сформировать нормальный заказ на производство. И наконец-то государство проинвестирует в отечественного производителя на деле а не на словах.
+9
Сообщить
№4
29.12.2014 13:17
Цитата, Krasin сообщ. №3
Так-то, уже сколько раз проговаривали по поводу цены и партий: если в принудительном порядке комплектовать паспортные столы, ЖЭКи, МФЦ и прочие учреждения (в которых сейчас в лучшем случае стоят Маки, а чаще старая рухлядь, на которой софт под ДОСом работает до сих пор) оборудованные женщинами-документоводами, машинами на базе эльбрусов можно сформировать нормальный заказ на производство. И наконец-то государство проинвестирует в отечественного производителя на деле а не на словах.

ППКС. Все так и есть. Еще школы, больницы, университеты кроме тех, для кого критично, в госзакупки на закупаемые ИС требование работы под данными железками - и там серия в половину миллиона машин.
+3
Сообщить
№5
29.12.2014 15:06
Цитата, Krasin сообщ. №3
Так-то, уже сколько раз проговаривали по поводу цены и партий: если в принудительном порядке комплектовать паспортные столы, ЖЭКи, МФЦ и прочие учреждения (в которых сейчас в лучшем случае стоят Маки, а чаще старая рухлядь, на которой софт под ДОСом работает до сих пор) оборудованные женщинами-документоводами, машинами на базе эльбрусов можно сформировать нормальный заказ на производство. И наконец-то государство проинвестирует в отечественного производителя на деле а не на словах.
Идея очень нравится, обязать отечественные государственные институты покупать отечественные компьютеры. Но она принесет плоды только в краткосрочной перспективе, а что дальше? А ничего. Поэтому очень жаль что что мы не сможем когда-нибудь составить конкуренцию Интелу, АМД  как и всяким Апплу, Самсунгу, МедиаТек и прочим производителям мобильных процессоров на глобальном рынке. Наверное потому что все это чисто частные компании.
-4
Сообщить
№6
29.12.2014 15:20
Цитата, q
Идея очень нравится, обязать отечественные государственные институты покупать отечественные компьютеры. Но идея хороша только в краткосрочной перспективе. Как старт ап пойдет, а что дальше? А ничего.

Не, а засчет чего Вы вообще предлагаете компании МЦСТ развиваться, если не за счет прибыли? А откуда может взяться прибыль если не с контрактов?
Вы в курсе, что для проведения перспективных разработок нужны деньги? И что для того чтобы их заработать надо наладить с государством взаимовыгодный рабочий процесс, чтобы и рыбку съесть и на люстре покататься, так сказать?
+1
Сообщить
№7
29.12.2014 15:44
Я ничего плохого не писал о МЦСТ, пусть себе работает и развивается на благо отечественного ВПК, просто определил, что она, как глобальный игрок всегда будет на периферии. Я же в общем рассуждаю. Ну не возлагать же на МЦСТ все надежды... Это государственная компания, а все государственные компании всегда ведут бизнес менее эффективно чем частные, это аксиома.
В глобальном масштабе, что бы поднять уровень всей электронной промышленности страны до мирового уровня, что бы она стала конкурентоспособной в глобальном масштабе и приводила к притоку денег в страну а не к оттоку капитала, нам придется как-то добиться создания частных компаний, обеспеченных квалифицированными выпускниками и субсидиями или еще какими преференциями от государства. Тут главная проблема на мой взгляд в том, что мы 70 лет находились в стерилизации, последствия которой еще не скоро пройдут.
+1
Сообщить
№8
29.12.2014 16:18
Цитата, q
. Тут главная проблема на мой взгляд в том, что мы 70 лет находились в стерилизации, последствия которой еще не скоро пройдут.

Да это все пустые разговоры. МЦСТ - единственная компания, которая вопреки всему хоть как-то тащит отечественную электронную промышленность из мрака небытия, реально показывая результат. И для того, чтобы дать им возможность расти и худо-бедно завоевывать пространство на рынке не надо превращать их в очередное госпредприятие по типу осколково или росайнене, заваливая деньгами, которые будут распиливаться по пути. Надо создавать условия именно для РАБОТЫ, блин. Да даже если они насквозь государственные - ну посмотрите на китайский Хуавей - и попробуйте сделать соответствующие выводы.
Да и еще. Я что-то не нашел прямого указания на то что МЦСТ является именно госструктурой.
0
Сообщить
№9
29.12.2014 16:54
Цитата, Krasin сообщ. №8
Надо создавать условия именно для РАБОТЫ, блин. Да даже если они насквозь государственные - ну посмотрите на китайский Хуавей - и попробуйте сделать соответствующие выводы.
Да и еще. Я что-то не нашел прямого указания на то что МЦСТ является именно госструктурой.
Я не с чем не спорю, все правильно, надо создавать условия для работы, не давать денег потому что будут разворовываться и прочее, я даже хотел бы верить что мой пессимизм не обоснован, но увы...
Возможно насчет того что МЦСТ это гос. компания ошибся, хотя он все же создавался на основе гос. института, вероятно в частном порядке. Очень хочется надеяться, что когда-то она станет типа приведенной Вами huawei. Я тут как-то писал что купил huawei honor 3c, не нарадуюсь и даже не представляю когда нечто-подобное появится у нас. YotaPhone не в счет, потому что мало того что он в Китае собирается, так еще и все  комплектующие делаются наверняка там же, отнюдь не на наших заводах, да и цена его за 40 тыщ.
А вообще она тоже не государственная: "Компания Huawei была основана в 1987 году с уставным капиталом в 5680 долларов США. За прошедшие годы ежегодный объем продаж компании превысил 20 млрд долларов США, а офисы компании работают в более чем 140 странах мира." http://www.huawei.com/ru/about-huawei/corporate-info/index.htm
Ниче такой скачок за 27 лет да? Кстати huawei на всего на 5 лет старше МЦСТ, но дай Бог что бы наш МЦСТ достиг показателей huawei еще через 27 лет. Как бы не хотелось этого делать, но злорадство само на ум идет после таких сравнений и это при том, что у них там тоже авторитарный режим, и частный бизнес таких успехов достигает! 5680 долларов США уставной капитал 27 лет назад, а сейчас всего одна эта компания делает намного больше денег чем весь наш ВПК экспортирует в год! Это же было бы смешно, если бы не было так печально.
0
Сообщить
№10
29.12.2014 17:24
Цитата, Krasin сообщ. №8
Да это все пустые разговоры. МЦСТ - единственная компания, которая вопреки всему хоть как-то тащит отечественную электронную промышленность из мрака небытия, реально показывая результат.
Нет. Справедливее сказать, что МЦСТ - единственный российский разработчик микропроцессоров общего назначения.
+2
Сообщить
№11
29.12.2014 17:28
Цитата, q
Нет. Справедливее сказать, что МЦСТ - единственный российский разработчик микропроцессоров общего назначения.

Согласен. Погорячился.
0
Сообщить
№12
29.12.2014 17:31
Цитата, Dipso сообщ. №5
Идея очень нравится, обязать отечественные государственные институты покупать отечественные компьютеры. Но она принесет плоды только в краткосрочной перспективе, а что дальше? А ничего. Поэтому очень жаль что что мы не сможем когда-нибудь составить конкуренцию Интелу, АМД  как и всяким Апплу, Самсунгу, МедиаТек и прочим производителям мобильных процессоров на глобальном рынке. Наверное потому что все это чисто частные компании.
Если говорить о Самсунге и прочих корейских производителях, следует помнить, что в своё время в Южной Корее практиковался сильный протекционизм, с помощью которого южнокорейская промышленность встала на ноги.

Цитата, Dipso сообщ. №9
YotaPhone не в счет, потому что мало того что он в Китае собирается, так еще и все  комплектующие делаются наверняка там же, отнюдь не на наших заводах, да и цена его за 40 тыщ.
Процессор тайваньский, основной дисплей самсунговский (по крайней мере, на втором йотафоне).
+2
Сообщить
№13
29.12.2014 17:39
http://www.raidixstorage.com/ru/news/отечественные-технологии-хранения-д/

Цитата
Во всей сложившейся ситуации главным остается факт, что телевидение для Россиян остается основным коммуникационным каналом. Это является стимулом для всех участников индустрии находить пути развития, увидеть перспективы, пользоваться контентными и технологическими возможностями. Воплощением технологических возможностей стала новейшая Система Хранения Медиа-Данных RAIDIX (RAIDIX CХД). Совместную разработку анонсировали две российкие компании: разработчик управляющего ПО для СХД RAIDIX и компания Промобит с серверной платформой BitBlaze. Российская системная платформа на базе процессора Эльбрус 2С+, поддержка до 60 жестких SATA дисков с “горячей заменой” в компактном форм-факторе (4U для 60 дисков формата 3.5”). Таким образом, общая емкость хранения одного сервера максимально составляет 360 ТB. За исключением накопителей и элементов бэкэнда, СХД RAIDIX — полностью отечественная.

От импортных систем отличается двумя параметрами: бОльшей производительностью (особенно в режиме отказов несколько дисков) и ценой.
За счет высокой плотности размещения SATA (которые сами по себе дешевле SAS в 3 раза) в одном корпусе, использования российских компонент и расширенной функциональности управляющего ПО, стоимость хранения 1 ГБ информации составляет 12 копеек .
0
Сообщить
№14
29.12.2014 21:52
Цитата, q
Идея очень нравится, обязать отечественные государственные институты покупать отечественные компьютеры. Но она принесет плоды только в краткосрочной перспективе, а что дальше?
Как раз наоборот, это позволит создать постоянный рынок, а значит и дать определённые гарантии загрузки и объёмов, снизить тем самым риски!
Цитата, q
А ничего. Поэтому очень жаль что что мы не сможем когда-нибудь составить конкуренцию Интелу, АМД  как и всяким Апплу, Самсунгу, МедиаТек и прочим производителям мобильных процессоров на глобальном рынке. Наверное потому что все это чисто частные компании.
На данном этапе у МЦСТ совсем другая задача.
+2
Сообщить
№15
29.12.2014 23:48
Цитата, Dipso сообщ. №5
Идея очень нравится, обязать отечественные государственные институты покупать отечественные компьютеры. Но она принесет плоды только в краткосрочной перспективе, а что дальше?

Ой хватит бред писать, все иностранные компании приведенные вами встали на ноги именно по средствам устойчивых заказов. Про Китайцев, Корейцев и Японцев я вообще молчу.
Если МЦСТ получится включить в различные гос программы то через 5-6 лет уже будет виден результат
0
Сообщить
№16
30.12.2014 09:15
Цитата, q
Если МЦСТ получится включить в различные гос программы то через 5-6 лет уже будет виден результат

Вот только не надо фиксироваться на госпрограммах, как будто это панацея от всех проблем ИТ-бизнеса. Контракты с госсектором - это база, фундамент. В перспективе (пусть и долгосрочной) должен появиться массовый коммерческий продукт, в какой-то определенной пропорции со сложными промышленными и военными продуктами, имхо.
+1
Сообщить
№17
31.12.2014 09:36
Цитата, KillaKan сообщ. №15

Ой хватит бред писать, все иностранные компании приведенные вами встали на ноги именно по средствам устойчивых заказов. Про Китайцев, Корейцев и Японцев я вообще молчу.
Если МЦСТ получится включить в различные гос программы то через 5-6 лет уже будет виден результат
Вы я вижу не в состоянии увидеть всю картину целиком, просчитать на несколько ходов вперёд, зациклились на какой-то одной детале, кусочке картины. Я повторяю, перспектив нет, нет никаких предпосылок, и даже через 27 лет с сегоднящнего дня в России не будет ни одной частной компании подобной хуавей и добившейся таких же успехов которые она добилась за прошедшие 27 лет от сегодняшнего дня. Почему так, разговор отдельный. А между тем хуавей там далеко не единственная компания в этом секторе, МЦСТ каких-то успехов конечно же добьётся, но на их фоне будет все равно смотреться как моська среди слонов.
Так что пока Россия продолжает терять позиции в этой сфере Китай стремительно движется вперёд. И никакой госзаказ и другие полумеры переломить эту тенденцию не смогут.
0
Сообщить
№18
31.12.2014 09:59
Цитата, Dipso сообщ. №17
Вы я вижу не в состоянии увидеть всю картину целиком

Какую картину ? Целиком вы картину сами не увидите пока не пройдет время. Но есть один не хитрый способ заглянуть в будущие, это посмотреть на этапы развития других компаний, которых слава богу в этой сфере более чем достаточно. Так вот, как самые близкие к нам, азиатские, компании все начинали именно с поддержки гос-ва и жесткого протекционизма.
Думаю в 50ые годы вы бы наверно то же не "видели бы предпосылок" того, что японские (тогда не чем не отличавшиеся от китайских образца 90х) компании станут гигантами индустрии.

Так же как ВПК, экономики большинства развитых сейчас стран, а в особенности  США поднялись именно за счет военно-промышленного комплекса. Судя по всему наше правительство уже точно решило не выдумывать велосипед и идет по пути этих стран, думаю в электронике дело обстоит точно так же.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 24.04 16:17
«Обратная» миграция: что творится в ЕС?
  • 24.04 14:35
  • 5
Клинцевич рассказал о запускаемых со «Смерча» российских бомбах
  • 24.04 13:06
  • 2
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 24.04 12:01
  • 1008
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 24.04 11:41
  • 0
Закарпатье: Этнические конфликты и экономические проблемы в тени СВО
  • 24.04 11:28
  • 1
В России работают над 3D-принтером для крупных деталей
  • 24.04 10:51
  • 1
Глава НАСА обвинил Китай в скрытной милитаризации космоса под прикрытием гражданских программ
  • 24.04 09:32
  • 1
Интервью. Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет «Ангара»
  • 24.04 09:30
  • 2
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 24.04 08:44
  • 7
В США показали испытания беспилотной подлодки на видео
  • 24.04 08:39
  • 5
"Вампиры" против "Гераней" на Украине
  • 24.04 05:48
  • 1
Подоляк считает, что третья мировая война уже началась
  • 24.04 05:24
  • 209
МО РФ: точность РСЗО "Торнадо-С" при использовании современных боеприпасов достигает 100%
  • 24.04 01:47
  • 1
Автономный подводный аппарат «Акула-призрак» для ВМС Австралии
  • 23.04 20:46
  • 0
Professional Truck Driving School In Fontana, CA