Войти
Сегодня.ua

Бывший замгендиректора "Укроборонпрома": "Секреты производства "кольчуг" попали в Россию"

8222
16
-3
Танки Т-64Б1М
Танки Т-64Б1М, изначально модернизированные харьковским ГП «Завод имени Малышева» для ДРК, а в итоге переданные Национальной Гвардии Украины. Харьков, сентябрь 2014 года.
Источник изображения: ГК "Укроборонпром"

Максим Глущенко рассказал о фантастических хищениях в сфере вооружения, о вывозе секретного оборудования завода "Топаз", о том, почему срывались украинские контракты, и что за танки стоят в Харькове.


— Максим Михайлович, говорят: что имеем, не храним, потерявши — плачем. В свое время Украина прославилась уникальными радиолокационными комплексами дальнего обнаружения "Кольчуга-М". В начале 2000-х вспыхнул международный скандал: западная пресса заподозрила нас в незаконных поставках "Кольчуг" Ираку. А недавно появились сообщения, что российский гуманитарный конвой вывез из Донецка ценнейшее оборудование завода "Топаз", где выпускались и эти комплексы, и установки радиолокационного подавления "Мандат". Действительно отдали?


— Это очень близко к правде. "Кольчуга" — эффективное средство борьбы с противником. Комплекс состоит из трех станций, способен определять координаты любых наземных и надводных целей, маршруты их движения на удалении от 600 до 800 км, а воздушных — на высоте до 10 км. "Кольчуга" одновременно сопровождает сигналы от 32 целей, видит даже "Стелсы", не обнаруживая себя. Скандал с "Кольчугами" для Ирака (куда на самом деле их не поставляли) сделал изделиям бесплатную рекламу. Но теперь оборудование по производству "Кольчуг" и "Мандатов", видимо, досталось россиянам. Ущерб не поддается никаким подсчетам...


— Мы пытались связаться с "Топазом". Но телефоны молчат. Не отвечает и директор завода...


— Насколько мне известно из источников в СБУ, технология утеряна не безвозвратно. Часть оборудования была предусмотрительно вывезена из Донецка еще до того, как город захватили боевики. Поэтому не все попало в руки россиян. Кроме того, если не ошибаюсь, "Кольчуги" есть на вооружении ВСУ, а значит, при необходимости их могут задействовать в зоне АТО.


— Не странно ли: многие наши бойцы воевали с вооруженным до зубов противником чуть ли не мушкетами, на транспортных средствах типа "школьный автобус" с "устрашающей" надписью "БМП"? А на харьковском заводе Малышева стоит несколько сотен танков...


— Большая часть этих машин нуждается в ремонте. Это не такие танки, что хоть сразу в бой. Но наш Т-64Б "Булат" по своим ТТХ надежен и мало чем уступает российским аналогам. То же касается и бронетранспортеров БТР-4 украинской сборки.


— Однако от этих БТРов пару лет назад отказался Ирак. А Украина потеряла солидный контракт...


— После пакистанского танкового контракт с Ираком на поставку БТР-4 и военно-транспортных самолетов Ан-32 был крупнейшим за всю историю независимой Украины — $500 млн. Наша страна могла заработать на нем $2,5 млрд — огромную сумму! К сожалению, он был сорван, и вину за это должны разделить тогдашние министр обороны и глава "Укроборонпрома" .


— Самолеты ведь худо-бедно продали, а от партии БТРов Багдад отказался, мотивировав это их неудовлетворительным техническим состоянием. Провалом этого контракта объяснялось увольнение главы "Укроборонпрома"?


— В определенной мере — да. Между этими событиями стояли и крупные финансовые хищения, и международные коррупционные скандалы. По тому же иракскому контракту была ликвидирована "дочка" "Укрспецэкспорта", которая заключала и выполняла этот договор. Ее убрали, чтобы перенаправить комиссионные на другие, "свои" фирмы. Речь шла о 25% от суммы сделки! За каждым контрактом — откат, увод крупных сумм в офшорные зоны. Пусть тут разбираются правоохранители.


— Говорят, едва ли не на каждом предприятии оборонного комплекса была (а кое-где и существует) теневая схема, позволяющая наживаться оружейным "королям" и "баронам"...


— Обо всей системе судить не стану. Но одна из схем, на которой удавалось зарабатывать моим предшественникам по авиаремонтному заводу, примерно такова. После инвентаризации вертолетов, принадлежавших Минобороны, которые хранились на заводе, вскрылись факты, что ремонтопригодные двигатели с хорошим ресурсом снимали и продавали на сторону. А на их место ставили неисправные, на которых перебивали заводские номера. То же — при поступлении техники в ремонт: исправные дорогостоящие агрегаты при проведении дефектации на бумаге значились как неремонтопригодные. Их списывали и продавали под видом металлолома. Разница в цене "оседала" в приближенных компаниях-посредниках. Чтоб вы понимали порядок цифр — двигатель стоит от $300 тысяч! Нередко дорогостоящие агрегаты заменялись дешевыми аналогами различных категорий, на которых тоже перебивались номера.


— Вас пригласили в "Укроборонпром" как кризис-менеджера?


— Можно и так сказать. До этого я уже имел опыт работы с международными организациями — USAID, ЕБРР, Мировым банком, другими. В концерне мне поручили внешнеэкономические вопросы. Начал с ревизии финансовой и хозяйственной деятельности спецэкспортеров. Было выявлено немало пробелов. Насчитывалось порядка 60 проблемных контрактов. Мы впервые провели общее совещание между представителями заводов и предприятий-спецэкспортеров, где был отработан конкретный план по каждому. Увы, проблемные контракты так и не удалось вытащить.


— Как, по-вашему, избежать коррупции?


— На мой взгляд, необходимо создавать отраслевые вертикально интегрированные акционерные холдинги, в рамках которых концентрировать производство и избавляться от затратных непрофильных активов в соответствии с западными стандартами. Обязательно объединить с научными организациями, обеспечив замкнутый цикл производства. Ориентировать на создание конечных образцов техники. Контрольный пакет акций должен принадлежать государству. Это позволит привлечь в отечественный ОПК дополнительные инвестиции, а также в рамках кооперации с мировыми технологическими лидерами разместить производства на территории Украины, что создаст дополнительные рабочие места. Международные компании будут вкладывать деньги в разработки, модернизировать товар и оптимизировать процесс производства. Сегодня Украина к таким капиталовложениям не готова. В последующем, уверен, возможно провести и IPO (первое публичное размещение или продажа акций) на внешних рынках. К сожалению, наш рынок привлечения капитала в развитие оборонной сферы пока слишком узок.


— Это довольно долгая и сложная схема. А какие шаги надо предпринять с ходу, без раскачки?


— Прежде всего, упорядочить взаимоотношения с Минобороны. Работая в "Укроборонпроме", я пытался сделать это, например, исключив из процесса посредников — те слишком дорого обходятся государству. Никакой реальной добавочной стоимости они не создают, лишь аккумулируют всю дельту прибыли. Купили дешевле — продали дороже — прибыль по карманам.


Еще один шаг: продавать излишнее имущество Минобороны необходимо напрямую через спецэкспортеров по реальной цене, а не остаточной. Тогда поступления в бюджет вырастут в десятки раз. Спецэкспортеры знают мировой рынок военной техники и вооружений, понимают, где и в какой момент что необходимо. Схемы, при которых пистолет продается по бросовым ценам (например, $3 за штуку) неприемлемы.


Централизация документооборота с МО на уровне концерна ускорит отработку запросов от инозаказчиков, определив наиболее эффективного спецэкспортера по работе с конкретным рынком и видом техники. Это и обобщение заявок от покупателя, их проверка, понимание реальной цены, а в итоге — сформированный, условно говоря, на полгода вперед заказ, позволяющий избавиться от затяжной бумажной волокиты, сократить сроки поставок и получить максимальную выгоду.


Что касается работы на внешнем рынке, то давно пора ограничить размер агентских и маркетинговых выплат за рубежом, которые порой достигали половины от суммы контракта! Их объем нужно определять в зависимости от условий приемки, количества товара, оплаты, цены, как это принято в мире. Валютная выручка должна оставаться в Украине и направляться на развитие ОПК. Надо поставить заслон схемам вывода денег на офшорные счета конкретных чиновников.


— Украина располагает полным циклом производства авиатехники. Однако при этом не имеет своего вертолетостроения...


— В этом вопросе нужно объединить наш экспортный опыт и производственный потенциал. На аэродромах простаивают десятки единиц авиатехники. На ремонт одного вертолета в среднем нужно 6 млн грн. После модернизации его цена на внешнем рынке возрастает в 10 раз! На вырученные от продажи деньги можно модернизировать 3—5 вертолетов для наших ВСУ. И не нужно тянуть деньги из бюджета, просто надо грамотно организовать этот процесс.


Александр Ильченко

Права на данный материал принадлежат Сегодня.ua
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
12.02.2014
Украина оружейная: цифры и тенденции
05.02.2014
Теряя зарубежные рынки
25.12.2013
Неразбериха с Ан-32 на Украине
17.09.2012
Суд США представляет новую угрозу для огромного соглашения Украина-Ирак о поставках оружия
02.07.2012
Украинский ВПК: Преодолевая преграды
15.02.2012
«Коктейль» из достижений и системных проблем
16 комментариев
№1
25.09.2014 08:44
На ремонт одного вертолета в среднем нужно 6 млн грн. После модернизации его цена на внешнем рынке возрастает в 10 раз!
   А что так мало всего то в 10 раз?

  По поводу Кольчуг видимо вся документация действительно была передана в Топаз из Курского института
0
Сообщить
№2
25.09.2014 13:13
Как то не жалко...вопрос, а изначально кто на украине построил НИИ и заводы? США? Польша? Евросоюз? Нет, Россия! США посадили лишь раздор...
+4
Сообщить
№3
25.09.2014 13:43
Цитата, ShturmKGB сообщ. №2

И это ведь правда , не помню где я читал , что во времена СССР на 1 рубль инвестиций в РФ на Украину шло  2 рубля примерно и еще один момент, я заканчивал радиотехнический ф-т и во время распределения каждый год 10-15 человек уезжало на Украину работать , замечу не жителей Украины т.е. каждый год за счет РФ соседняя республика пополнялась огромным количеством высокообразованных кадров, сам думал рвануть на южмаш , но не сложилось.
+6
Сообщить
№4
25.09.2014 16:40
"в 10 раз"? троллинг 10 уровня так як ми 24 стоит $1мил... откуда у вас такие сказочные цыфры, наверно с госпрады телебачення. и не одни укропы умеют обновлять советское впк. Беларусы, поляки и чехи тоже могут.

не волнуйтесь, после майдановской резни, или убивай своих чтобы чужим было страшно, в укролиников больше вкладывать никто нестанет. а по скольку без рынка и поддержки иновационные продукт продвигать никто несможет все ваши замученные нии вымрут. Вскоре на вашими супер модернизированные вертокрыли будут нужны лиши для стрельбы по своим.
0
Сообщить
№5
25.09.2014 18:46
Цитата, ShturmKGB сообщ. №2
а изначально кто на украине построил НИИ и заводы?
Со всего СССР могли участвовать в строительстве на Украине. Так же как и на территории РСФСР строили со  всего Союза, в том числе и с Украины. Во время ВОВ тысячи предприятий и сотни тысяч рабочих, инженеров, учёных с Украины были перемещены на Урал, Сибирь, Дальний Восток. К примеру харьковский ХПЗ (ныне Малышева) был переведен в Челябинск, где быстро развернули производство созданного в Харькове легендарного Т-34 и дизеля В-2. После войны многие специалисты там и остались.
Многие выходцы с Украины - Королёв, Глушко, Кисунько, Люлька, Челомей, Лозино-Лозинский и др на территории РФ создали прославленные КБ.
Поэтому в СССР всё строилось представителями всех республик.
+4
Сообщить
№6
25.09.2014 22:49
Цитата, BrIg сообщ. №5
Поэтому в СССР всё строилось представителями всех республик
Да, но только далеко не равномерно это распределялось.
0
Сообщить
№7
25.09.2014 22:55
Цитата, Враг сообщ. №6
Да, но только далеко не равномерно это распределялось.
Желательно ссылку. Есть данные на сей счёт?
0
Сообщить
№8
26.09.2014 10:14
Цитата, Враг сообщ. №6
    Поэтому в СССР всё строилось представителями всех республик

Да, но только далеко не равномерно это распределялось.
Если Вы имели в виду что в РСФСР и Украине строилось больше предприятий ВПК и создавалось больше военных НИИ и КБ чем к примеру в Таджикистане то наверно Вы правы.
0
Сообщить
№9
26.09.2014 11:21
Цитата, BrIg сообщ. №7

http://www.yandex.ru/

https://www.google.ru/?gws_rd=ssl

Ну а дальше уж сами , как-нибудь совладаете .Просить ссылку на все и вся - есть элемент интернетовских троллей и то , что в СССР в масштабных проектах принимали участие все народы - дык кто-же с этим спорит ! Речь о другом , о долевом вкладе каждой из республик в общую копилку и это не для того чтобы показать превосходство одной над другой,  а констатация факта лишь. Я показал на своем примере  , а на факультете были и другие специальности , ну а в вузе были еще и двигателисты и планеристы и т.д. , какие еще вам нужны ссылки, милейший ?
Да и если уж быть совсем занудным , т.е. как вы , то Королев выходец не из Украины а из Российской империи и основное высшее образование он получил в Москве , в Бауманке, также и по Глушко  - учился в Питере и по Кисунько и т.д. ,, но  дело то в другом совсем .... .
0
Сообщить
№10
26.09.2014 11:30
Цитата, Алексей2014 сообщ. №9
Я показал на своем примере
Я вам приведу свой пример. Мои родственники закончили ХАИ, и получили распределение в Куйбышев. Или к примеру мой дядя тоже выпускник ХАИ, а в конечном итоге Зам. Главного конструктора СКБ-75 в Челябинске. И что из этого следует? У вас есть статистика куда и откуда было больше распределений? О долевом вкладе, вашими словами.
Цитата, Алексей2014 сообщ. №9
какие еще вам нужны ссылки, милейший ?
Со ссылкой я действительно поспешил, но в посте №8 сам же ответил на пост Врага без всякой ссылки.
Цитата, Алексей2014 сообщ. №9
Да и если уж быть совсем занудным , т.е. как вы , то Королев выходец не из Украины а из Российской империи
Ну дык многие российские выдающиеся конструкторы тоже не выходцы из РСФСР, а из той же империи.
0
Сообщить
№11
26.09.2014 11:40
Цитата, q
А недавно появились сообщения, что российский гуманитарный конвой вывез из Донецка ценнейшее оборудование завода "Топаз", где выпускались и эти комплексы, и установки радиолокационного подавления "Мандат". Действительно отдали?

Цитата, q
— Это очень близко к правде.

Вот это грустно , сейчас нас такая мелочь , как ложь и клевета со стороны украинской стороны уже не удивляет к сожалению , но украина продолжает дальше существовать в этом угаре антироссийской истерии . Кстати ген.директор  "Топаза" говорил , что во многом  благодаря предыдущему руководителю укроборонпрома , удалось сделать версию М , а тут пришел чел и сделал сенсацию, " ...   непереводимый русский фольклор " .
0
Сообщить
№12
26.09.2014 13:32
"Многие выходцы с Украины - Королёв, Глушко, Кисунько, Люлька, Челомей, Лозино-Лозинский и др на территории РФ создали прославленные КБ"
А сколько русских строили Днепрогес? А возможно ли вообще подсчитать какая нация внесла больший вклад в ту или другую республику бывшего СССР? И наконец кому и зачем это нужно? Кто-то хочет возвеличить самого себя? Шовинисты проклятые. Может хватит письками мериться?
  Кстати, укры действительно многое сделали и много чего открыли. Согласно новейшей истории именно древние укры построили Трою! А древние москали с ними не соглашались и обзывали их обидным словом "укры", от чего и появилось название растения  "укроп".
+1
Сообщить
№13
26.09.2014 13:42
Цитата, leonbor1 сообщ. №12
А возможно ли вообще подсчитать какая нация внесла больший вклад в ту или другую республику бывшего СССР? И наконец кому и зачем это нужно? Кто-то хочет возвеличить самого себя?
Воот! Золотые слова!  Именно эту мысль я и пытаюсь донести до сведения некоторых, которые рассказывают:
Цитата, q
а изначально кто на украине построил НИИ и заводы? США? Польша? Евросоюз? Нет, Россия!
Цитата, leonbor1 сообщ. №12
А сколько русских строили Днепрогес?
Конечно, точно также как и украинцы строили Магнитку, Комсомольск на Амуре и пр.
Цитата, leonbor1 сообщ. №12
от чего и появилось название растения  "укроп".
Нее. УКРОП - это УКРаинский ОПир (Украинское сопротивление). )))
+2
Сообщить
№14
26.09.2014 14:19
Парни ну хорош уже писями-то мериться - да ещё и не своими... Взрослые же люди...
+5
Сообщить
№15
30.09.2014 12:25
Цитата, Алексей2014 сообщ. №11
как ложь и клевета со стороны украинской стороны уже не удивляет к сожалению

А ложь и клевета с российской стороны удивляет? и давно?
-1
Сообщить
№16
30.09.2014 12:57
Цитата, Любитель сообщ. №15

Да , когда лгут с экрана наши власти -  удивляет , но  нашим сми и властям нет особой нужды во вранье .Тут просто несколько иначе расставляют акценты в подаче информации , но сама информация правдива , что как раз не скажешь о украинской стороне, например вот в этом материале.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 28.03 14:49
  • 413
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 28.03 14:32
  • 1
Источник сообщил об успешном применении ВС РФ перспективных "прыгающих мин" в зоне СВО
  • 28.03 13:54
  • 5
«Дальность полета возрастет в три раза»: французская компания представила управляемую бомбу Hammer 1000
  • 28.03 10:55
  • 2
Раскрыто назначение трехтонной российской бомбы
  • 28.03 10:12
  • 1
В США вспомнили о советском атомолете
  • 28.03 10:06
  • 62
В США оценили российские Су-34 с УМПК
  • 28.03 10:05
  • 1
Клинцевич рассказал о запускаемых со «Смерча» российских бомбах
  • 27.03 19:52
  • 1
Генпрокурор рассказал, как боевую технику ремонтировали контрафактом
  • 27.03 15:15
  • 454
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 27.03 15:00
  • 10
Глава Ростеха анонсировал возобновление выпуска самолётов радиолокационного обнаружения и управления А-50У
  • 27.03 14:34
  • 8
Александр Михеев: система ПВО С-400 "Триумф" в разы превосходит конкурентов
  • 27.03 14:29
  • 0
Украина начинает экспорт биогаза в ЕС
  • 27.03 11:51
  • 4
В спецоперации на Украине задействован триумвират крылатых ракет - "Калибр", "Оникс" и Х-35
  • 27.03 11:38
  • 1
Индия не хочет отрекаться от России. И дело не только в дешевой нефти
  • 27.03 11:21
  • 9
Теракт в "Крокусе" свидетельствует о целесообразности создания специальной российской силовой структуры