Войти

Проекция силы в океане

17625
40
+11
Фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»
Фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» проекта.22350.
Источник изображения: Curious / airbase.ru

Российский флот пополнится эсминцами океанской зоны

Российский флот в рамках действующей до 2020 года госпрограммы вооружений может получить новые эсминцы океанской зоны, разработка которых ведется в рамках проекта «Лидер». О том, что такой корабль в перспективе поступит на вооружение России, в конце марта текущего года объявил заместитель министра обороны Юрий Борисов. Благодаря вводу в строй новых эсминцев возможности российского флота по обеспечению постоянного присутствия в Мировом океане значительно расширятся; сегодня кораблей, способных работать в дальней морской зоне, на вооружении России осталось немного.


В настоящее время Военно-морской флот России в океанской зоне представлен авианесущим крейсером «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» проекта 1143.5 «Кречет», атомным ракетным крейсером «Петр Великий» проекта 1144 «Орлан», тремя ракетными крейсерами проекта 1164 «Атлант» и восемью большими противолодочными кораблями проекта 1155 «Фрегат». Других инструментов проекции силы в Мировом океане (если не говорить о стратегических подводных лодках) у российского флота фактически нет.


Рожденный в СССР


Первые наработки по проекту перспективных эсминцев океанской зоны появились в СССР в конце 1980-х годов. Разработкой проекта занималось Северное проектное конструкторское бюро в Ленинграде. В 1990-х работы по проекту практически остановились и были возобновлены только в 2009 году, когда Министерство обороны России провело конкурс на выбор головного разработчика проекта. В 2012-м Роман Троценко, возглавлявший тогда Объединенную судостроительную корпорацию, объявил, что проектирование нового эсминца уже ведется.


Тогда же стало известно, что закладка головного эсминца запланирована на 2016 год, причем военные готовы заказать серию из шести кораблей. По словам Троценко, новые эскадренные миноносцы будут оснащены элементами противоракетной и противокосмической обороны и станут «опорными точками в мировом океане». Строительство эсминцев, как ожидается, будет вестись на «Северной верфи» или стапелях «Балтийского завода». Впрочем, эти планы могут быть скорректированы. Госпрограммой России принятие первого эсминца на вооружение предусмотрено до 2020 года.


О том, что научно-исследовательские работы по проекту нового эсминца ведутся под шифром «Лидер», стало известно в начале 2013 года. Тогда Министерство обороны России объявило конкурс на проведение такого рода работ со сроком завершения в конце 2013-го. Согласно действующим планам, в 2014 году планируется заказать проведение опытно-конструкторских работ. Тем не менее эти сроки могут быть сорваны. Еще в 2009-м Владимир Высоцкий, тогда еще главком ВМФ России, заявил, что строительство первого эсминца океанской зоны начнется в 2012 году. Затем срок был сдвинут на 2016-й, а в феврале 2014 года начальник департамента гособоронзаказа ОСК Анатолий Шлемов рассказал, что, скорее всего, строительство начнется в 2017-м.


Вероятно, закладка головного корабля проекта состоится по плану, однако непосредственно строительство начнется только два года спустя, причем может быть перенесено и на срок после 2020 года. Это связано с пересмотром программ финансирования разработки и поставки новых вооружений и военной техники, а также с неготовностью ряда агрегатов и систем вооружения перспективного корабля. Но даже если строительство начнется в 2018-м, флоту головной эсминец, вероятно, будет передан не раньше 2023-го.


В конце 2013 года сообщалось, что «Лидер» получит классическую компоновку, характерную для кораблей разработки Северного проектно-конструкторского бюро, с широким использованием технологий малозаметности. В работе находятся два потенциальных варианта корабля: с обычной газотурбинной и атомной энергетической установкой. При этом еще два года назад Высоцкий и Троценко рассказывали, что предпочтение, скорее всего, будет отдано именно атомному исполнению. Благодаря такой силовой установке автономность и дальность хода эсминца будут ограничены только возможностями экипажа.

Головной фрегат проекта 22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" в достройке на плаву на ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь". Санкт-Петербург, 09.03.2014
Источник: Фёдор Борисов / fyodor-photo.livejournal.com

Окончательный облик перспективного эсминца, как ожидается, будет определен уже в 2014 году. Военным предстоит выбрать между относительно компактным кораблем с газотурбинной силовой установкой водоизмещением семь-девять тысяч тонн или более крупным атомным водоизмещением 13-14 тысяч тонн. Перспективный эсминец проекта «Лидер», предположительно, сможет развивать скорость до 30 узлов, однако отличительной его чертой должно стать вооружение, возможно, сопоставимое с таковым у американских ракетных эсминцев типа «Арли Берк».


Точные технические параметры перспективного российского эсминца не раскрываются. Предположительно, он может получить от двух до четырех пусковых установок «Калибр» с противокорабельными крылатыми ракетами «Калибр-НК» и «Оникс» дальностью действия более 300 километров. Зенитное ракетное вооружение дальней зоны может быть представлено корабельным вариантом комплекса С-500 с двумя пусковыми установками (испытания элементов сухопутной версии системы начались в 2013 году). Он обеспечит, в частности, противоракетную оборону.


Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера», вероятно, будет представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой. На корабли могут быть установлены и по два боевых модуля корабельных версий зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-М». Наконец, «Лидеры» получат и универсальные артиллерийские установки А-192 калибра 130 миллиметров.


Частично новое вооружение «Лидера» будет «обкатано» на новых кораблях для ВМФ России, в частности, фрегатах проекта 22350. Головной корабль этого проекта ─ «Адмирал флота Советского Союза Горшков» с бортовым номером 417, построенный «Северной верфью» в Санкт-Петербурге, ─ в настоящее время проходит испытания. На нем установлены перспективный зенитный комплекс «Полимент-Редут» и противокорабельный ракетный комплекс «Калибр». Помимо прочего, необходимость испытания и доводки этого вооружения может сказаться на сроках начала строительства нового «Лидера».


Перспективный российский эсминец также планируется оснастить двумя шеститрубными торпедными аппаратами СМ-588 калибра 324 миллиметра комплекса «Пакет-НК». Корабль получит и посадочную площадку с ангаром для двух палубных вертолетов тип Ка-27 или Ка-32.


Симметричный ответ Америке


По одному из предположений, перспективные эсминцы станут своего рода ответом России на развитие морского компонента американской системы противоракетной обороны. В настоящее время США оснащают крейсера типа «Тикондерога» и эсминцы типа «Арли Берк» боевой информационно-управляющей системой Aegis с противоракетами SM-2 (Standard Missile 2), SM-3 и их модификациями. Aegis также входит в состав вооружения кораблей ВМС Японии, Южной Кореи, Испании и Норвегии. В общей сложности во всем мире система Aegis уже установлена примерно на 110 различных кораблях.


Эсминцы типа «Арли Берк» поступают на вооружение ВМС США с июля 1991 года. Изначально они планировались как корабли усиления противовоздушной обороны авианосных ударных групп ВМС на фоне растущего ударного потенциала ВМФ СССР. «Арли Берк», сначала являясь дополнением к эсминцам типа «Спрюэнс», в 2000-х годах полностью вытеснили последних из состава американского флота, фактически став многоцелевыми кораблями. Сегодня США располагают 62 эсминцами типа «Арли Берк», и еще 13 планируется построить в ближайшие двадцать лет.

Эсминец УРО ВМС США "Тракстон" (USS Truxtun) DDG-103 типа "Арли Берк"
Источник: www.truxtun.navy.mil

Основным достоинством этих кораблей как раз и является система Aegis, управляющая, помимо прочего, универсальной пусковой установкой Mk.41 с боезапасом в 90 (96 ракет на кораблях «Серии II») ракет разных типов. Считается, что увеличение количества и техническое совершенствование противоракетных кораблей ВМС США представляет потенциальную угрозу для российского ядерного щита. В 2008 году США провели испытание системы Aegis, которая сбила аварийный спутник USA-193, движущийся со скоростью 7600 метров в секунду на высоте 247 километров.


Однозначно утверждать, что эсминцы проекта «Лидер» в перспективе станут противовесом американским «Тикондерогам» и «Беркам», пока нельзя. В частности, на то, что таких планов пока нет, указывает небольшой размер серии перспективных эсминцев. Даже если в будущем серия будет расширена, создать значительное количество кораблей с элементами противоракетной обороны быстро не получится. Особенно если учесть, что в стране класс эскадренных миноносцев не строился уже более 20 лет, а сроки их постройки даже в СССР составляли четыре-пять лет.


Впрочем, существует и мнение, что новый класс кораблей понадобился российскому флоту в качестве эскорта для перспективных атомных авианосцев, строительство которых может начаться после 2018 года. В 2012-м Высоцкий рассказывал, что новый российский авианосец «должен будет действовать во всех средах, то есть быть многосредным», включая и космос. Последний параметр как раз и роднит его с проектируемым эсминцем «Лидер». Предположительно, к 2025 году Россия может создать по меньшей мере одну авианосную ударную группу.


Сегодня США являются единственным государством, обладающим полноценными авианосными ударными группами, в состав которых, как правило, помимо самого авианосца входят также два ракетных крейсера типа «Тикондерога», три эсминца типа «Арли Берк», две многоцелевых атомных подводных лодки типа «Лос-Анджелес» и корабль снабжения. Вероятно, при создании собственных авианосных ударных групп Россия прибегнет к такой же схеме. В пользу этого говорит и намерение Министерства обороны России вернуть на флот тяжелые атомные крейсера проекта «Орлан», находящиеся в резерве.


Итог


В настоящее время активным развитием флота занимается и Китай. Как ожидается, эта страна уже к 2016-2017 годам сформирует первую авианосную ударную группу, а к 2020-му ─ вторую. Они и будут в составе Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая действовать в дальней океанской зоне в качестве противовеса американским авианосным группам.


В 2009 году Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента России, одобрил стратегию национальной безопасности страны. Этот документ, в частности, предполагает, что Россия будет придерживаться идеи многополярного мира (в отличие от современного однополярного, в котором в политической, экономической и военной сферах главенствуют США). Одним из элементов решения этой задачи и должны стать перспективные эсминцы проекта «Лидер» в виде «точек опоры в Мировом океане» или в составе авианосных ударных групп.


Василий Сычев

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
03.07.2017
"Лидер", "Прибой" и морской "Панцирь": чем запомнился военно-морской салон
17.06.2013
Болезни роста и курс на Цусиму
16.01.2013
Рабочие лошадки
27.06.2012
Точки опоры в океане
04.04.2012
ВМФ России: воспоминания о будущем — часть III
31.12.2011
Российский флот сегодня: итоги 2011 года
40 комментариев
№1
07.04.2014 10:59
Цитата, q
В состав РИТМ-200 входят два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый – это больше, чем мощность установки КЛТ, используемой в действующих атомных судах (135 и 171 МВт). В то же время, РИТМ-200 почти в два раза легче и компактнее, соответственно, дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а, следовательно, – экономически эффективнее
  .... Безусловно корабли должны быть атомные тем более с такими новыми ЯЭУ как РИТМ-200.
С вооружением как нибудь надо определится, при водоизмещении 13-14 тыс.тонн 2-4 УВП клаб ну как то несерьёзно. По моему мнению оно должно состоять как минимум из следующих компонентов:
8Х8= 64 УВП Клаб под Клаб ракеты и ракето-торпеды а так же Оникс/БраМос
48+48 УВП С-400(500) с ракетами ПРО, ПВО (дальней и средней дальности)
4 автономных комплекса самообороны с первичным целеуказанием от основной РЛС корабля созданных на основе оморяченного Тор-М2(3)(или лучше)+ Палаш-(в чисто артиллеристском варианте)
Пакет 2Х6 впоне правильный подход (указанно в статье)
2 Вертолёта
спускаемые роботизированные противолодочные аппараты 2-4 шт.
Экипаж максимум 160-180 человек.

При такой конфигурации по моему получится сбалансированная   боевая единица по своим возможностям превосходящая практически любой эсминец в мире.
+5
Сообщить
№2
07.04.2014 12:18
Цитата, Даниил сообщ. №1
  .... Безусловно корабли должны быть атомные тем более с такими новыми ЯЭУ как РИТМ-200.
Не пойдет РИТМ для военных, он спроектирован как гражданский и не может со своим процентом обогащения обеспечить быстрый вывод с малой на большую мощность, а это одно из главных требований к реакторам на флоте.
0
Сообщить
№3
07.04.2014 13:11
Цитата, q
Не пойдет РИТМ для военных, он спроектирован как гражданский и не может со своим процентом обогащения обеспечить быстрый вывод с малой на большую мощность, а это одно из главных требований к реакторам на флоте
...
Есть основа-новый подход, новые решения позволяющие минимизировать размеры ЯЭУ это главное а уж под военные стандарты применения адаптируют. Главное, что при этом ЯЭУ будет на кораблях занимать места столь ко же сколько занимают ПГУ или ГТА+ДГА.
0
Сообщить
№4
07.04.2014 13:29
Откровенно говоря скорость вывода ЯР на мощность 100% определяется в основном температурными напряжениями в корпусе и крышке. А так для корабельного ВВРД - это обычно 2 часа. Да и вообще управления ЯЭУ корабля ведется не реактором, а питательным клапаном. Ни один командир корабля не будет лишний раз дергать реактор туда-сюда. Все определяется температурным эффектом реактивности. Конечно обогащение на корабельных ВВРД 25-30%, но это делается для увеличения кампании и уменьшения габаритов активной зоны. Что касается РИТМа, то вместе с баком биологической защиты массовые и объемные показатели ЯППУ будут хуже, чем у ЭУ с ГТУ. Однако, если учесть запасы органического топлива, то ЯЭУ для перспективного эсминца наиболее приемлема. Другое дело, что потеряна связь военморов, корабелов, училищ, т.е. всей инфраструктуры корабельной надводной ядерной энергетики. Хотя в Северном ПКБ кадры сохранились, а вот где и кто будет моряков готовить - это большой вопрос. Не в обиду будет сказано специалистам других ЭУ, все же ЯЭУ значительно сложнее и в познании физпроцессов и в эксплуатации.
+2
Сообщить
№5
07.04.2014 14:02
Цитата, valentin сообщ. №4
А так для корабельного ВВРД - это обычно 2 часа.
Вот уж ен знаю параметров корабельных ЭУ, а на подводных крейсерах рекорд порядка 2 минут. Хотя может это была попытка уйти от торпеды? )))
Цитата, valentin сообщ. №4
Ни один командир корабля не будет лишний раз дергать реактор туда-сюда.
Это вы например о внезапном обнаружении ПЛ противника при патрулировании? или может быть при поставлении сигнала бедствия? 2 часа будут ждать выхода на мощность?
Цитата, valentin сообщ. №4
Все определяется температурным эффектом реактивности.
Напомните, от чего зависит кривая коэффициента? От скорости изменения потока нейтронов. В тепловых реакторах, при поднятии стержней это минуты-часы, на быстрых нейтронах это секунды. То что вы указываете про обогащение - , все верно, уменьшение АЗ, но при сохранении реактивности.
0
Сообщить
№6
07.04.2014 14:26
Новому эсминцу нужна "Длинная Рука"
Необходимо предусмотреть 8-16 ПУ для морской версии КР  Х-101/102  с дальностью 5500 км.

Если с авионосной группировкой новый эсминец не справится, то нанести удары по вражеским базам ВМФ и сухопутным объектам сможет без проблем.
+1
Сообщить
№7
08.04.2014 00:36
Я смотрю, что Kali4 крепко во всем разбирается, что касается ядерной энергетики. Во-первых, уважаемый, на корабельных реакторах нет никаких стержней регулирования. Есть только компенсирующие решетки и 16 стержней АЗ. Все корабельные реакторы, начиная с первого поколения саморегулируемые. Во-вторых, откуда у Вас такие странные сведения, что подводные крейсера способны за две минуты разогнать реактор до полной мощности - это уже атомная бомба, или Чернобыль. Вы путаете ПЛА проекта 705 с реакторами ЖМТ. Там совсем другая динамика, поскольку у ГТЗА очень высокие параметры пара. Да, эти ПЛА за 40 сек могли практически сделать "полицейский" разворот и зайти в корму америкосу. Их скоростей хватало, чтобы от торпед того времени вообще убежать. ПЛАРБ с их колоссальным водоизмещением и сравнительно невысокой скоростью такие подвиги были невозможны. Что же касается эсминца, то еще большой вопрос по реакторам 5-го поколения. Это двойной гриф.
0
Сообщить
№8
08.04.2014 07:23
Цитата, q
Сегодня США располагают 62 эсминцами типа «Арли Берк», и еще 13 планируется построить в ближайшие двадцать лет.
Цитата, q
По одному из предположений, перспективные эсминцы станут своего рода ответом России на развитие морского компонента американской системы противоракетной обороны.

Я что-то не понял... Какой наш ответ??? Бёрков - 62 шт. !!! Чем тут отвечать???
Единственный логичный выход это раскрутка проекта 22350
с поэтапной модернизацией самого проекта...
т.е. выпуск сериями (как Бёрки):
1 серия примерно 10-15 шт на сегодняшнем уровне развития вооружения
потом 2 серия - внедрение модульности с расчетом на установку С-500 и дальнобойной ПКР
А новый эсминец - это дорого и долго... ОЧЕНЬ долго... Будьте реалистами!!!
К тому же водоизмещение 12тт и атомная энергоустановка априори
не даст большую серию. (6 шт максимум)
А вот 22350 можно делать БОЛЬШОЙ серией!!!
К тому же 2 корабля 22350 дадут бОльшую боевую устойчивость, чем один "Лидер"

Цитата, Иван Иванович сообщ. №6
Новому эсминцу нужна "Длинная Рука"
Необходимо предусмотреть 8-16 ПУ для морской версии КР  Х-101/102  с дальностью 5500 км.

Скорее всего так и будет..., т.к. на Ясене тоже планируется Х-101
https://vpk.name/news/92717_rossiiskie_voennyie_hotyat_bolshe_kryilatyih_raket__defense_update.html

и что-то мне подсказывает, что Х101 совместимы с ПУ Оникса...
Уж больно их габариты похожи...
кто-нибудь знает подробности об этом???

только вот х101 - дозвуковая КР, т.е. её легче сбить (((
+1
Сообщить
№9
08.04.2014 07:56
Цитата, Павел 1978 сообщ. №8
только вот х101 - дозвуковая КР, т.е. её легче сбить (((

кстати... имеем:
1.дозвуковой Калибр -дальность 2500км,
а (при таких же габаритах) Калибр со сверхзвуковой головой - 375км
2. х101 - дозвуковая - дальность 5500км
получается, что если на х101 поставить аналог сверхзвуковой головы Калибра,
то получится дальность ПКР на базе Х101 будет примерно 800км
0
Сообщить
№10
08.04.2014 08:50
Цитата, q
1.дозвуковой Калибр -дальность 2500км,
а (при таких же габаритах) Калибр со сверхзвуковой головой - 375км

Перестаньте путать теплое с мягким

Противокорабельный Калибр - сверхзвуковой на маршевом участке (не надо огибать рельеф, море - относительно ровная поверхность)

"Наземный" Калибр - дозвуковой в любом случае (необходимо огибать рельеф поверхности), дальность зависит от типа БЧ
0
Сообщить
№11
08.04.2014 09:02
Цитата, q
Бёрков - 62 шт. !!! Чем тут отвечать???
Единственный логичный выход это раскрутка проекта 22350
с поэтапной модернизацией самого проекта...
И в чем логика? берки и 22350 корабли разных классов эсминец и фрегат соответственно.
А по размерам 22350 уступают почти в 2 раза беркам.
Я вообще не понимаю смысла вот этой беготни и истерии с 22350.
Проще за те же средства было 25-30 фрегатов 11356 учитывая протяженность морских границ РФ это обосновано.
Я уже молчу о том что нет никаких новостей о модернизации БПК (как раз таки эсминцев) стоящих на вооружении.
+1
Сообщить
№12
08.04.2014 09:02
Цитата, unwide сообщ. №10
Противокорабельный Калибр - сверхзвуковой на маршевом участке (не надо огибать рельеф, море - относительно ровная поверхность)
это Вы путаете...

он сверхзвуковой на конечном участке - 2,3М, а до этого 0.8М
0
Сообщить
№13
08.04.2014 09:11
Цитата, Grey_wolf сообщ. №11
Проще за те же средства было 25-30 фрегатов 11356 учитывая протяженность морских границ РФ это обосновано.

Просто мой вариант нечто среднее между Вашим и проектом Лидер
Лидера нам в таком количестве не потянуть...((( тем более с реактором...(((
11356 - хорош, но туда Редут не поставить, да и смысла ставить нет,
т.к. Редут уже на 22350 стоит, а
на подходе С-500,
соответственно в ближайшие 5 лет надо будет  "прокачивать" вторую  серию 22350
и начинать строить их под "модульность" и С-500

а сейчас строить первую партию под Редут (что и делают)
-1
Сообщить
№14
08.04.2014 09:50
Цитата, q
это Вы путаете...

он сверхзвуковой на конечном участке - 2,3М, а до этого 0.8М


Цитата, q
Противокорабельный Калибр - сверхзвуковой на маршевом участке

:)

Ошибка в том, что вы делите Калибр на дозвуковой и сверхзвуковой в зависимости от выбранной дальности

На самом же деле скоростные параметры зависят от типа изделия (противокорабельный или наземный).
0
Сообщить
№15
08.04.2014 09:56
Цитата, unwide сообщ. №14
Ошибка в том, что вы делите Калибр на дозвуковой и сверхзвуковой в зависимости от выбранной дальности
и в чем же тут у меня ошибка ?
0
Сообщить
№16
08.04.2014 10:09
Вы сами пишите:
Цитата, unwide сообщ. №10
Противокорабельный Калибр - сверхзвуковой на маршевом участке (не надо огибать рельеф, море - относительно ровная поверхность)

А это уже ошибка и ошибка Ваша :) :) :)

на марше скорость - 0,8М,
У цели: 2,9 М
0
Сообщить
№17
08.04.2014 10:23
Цитата, unwide сообщ. №14
На самом же деле скоростные параметры зависят от типа изделия (противокорабельный или наземный).

разница между ними чуть-чуть в высоте полета:
дозвуковая ПКР Калибр 3М-54-1 Над морем: 20 м
дозвуковая КР Калибр 3М-14 Над морем: 20 м, Над сушей: 50-150 м

а скорость у них одинакова - 0,8М !!!!
и дальность (с буковкой "Э") - одинакова!!!

а вот ракета 3М-54 на два метра длиннее, т.к. голова у неё сверхзвуковая...
Эта голова за 35 км от цели (корабль) начинает разгон до 1км/c

я и предлагаю эту голову "прикрутить" на Х101,
этот "маневр" даст нам ПКР со сверхзвуковой головой
и с дальностью около 800км, что очень даже не плохо
0
Сообщить
№18
08.04.2014 11:48
Каюсь, запутался в терминах, имел в виду не маршевую скорость конечно же, а скорость выхода на цель (сверхзвук для 54-го изделия).

Тем не менее, повторюсь , что 14-е изделие не оснащается третьей сверхзвуковой ступенью ИМХО из-за трудностей с огибанием рельефа на такой скорости на сверхмалой высоте, а не из-за разницы в максимальных дальностях полета.

И, кстати говоря, дальность сверхзвукового 54-го изделия в неэкспортном варианте нигде так толком не озвучивалась.. почему бы ей не быть и около 800 км, без всяких "перекручиваний" головок?
0
Сообщить
№19
08.04.2014 11:53
Цитата, unwide сообщ. №18
И, кстати говоря, дальность сверхзвукового 54-го изделия в неэкспортном варианте нигде так толком не озвучивалась.. почему бы ей не быть и около 800 км, без всяких "перекручиваний" головок?

предпоследний абзац
http://topwar.ru/17745-podlodku-severodvinsk-vooruzhat-krylatoy-raketoy-s-predelnoy-dalnostyu-poleta-bolee-2500-km.html
0
Сообщить
№20
08.04.2014 12:23
Цитата, unwide сообщ. №18
Тем не менее, повторюсь , что 14-е изделие не оснащается третьей сверхзвуковой ступенью ИМХО из-за трудностей с огибанием рельефа на такой скорости на сверхмалой высоте, а не из-за разницы в максимальных дальностях полета.

14-е изделие, как и Х101 не оснащается сверхзвуковой ступенью, т.к.
такое оснащение ведёт к катастрофическому снижению дальности,
а это в свою очередь
будет заставлять Носители (корабль, самолет) входить в зону ПВО берега.
0
Сообщить
№21
08.04.2014 13:12
Цитата, unwide сообщ. №18
Тем не менее, повторюсь , что 14-е изделие не оснащается третьей сверхзвуковой ступенью ИМХО из-за трудностей с огибанием рельефа на такой скорости на сверхмалой высоте, а не из-за разницы в максимальных дальностях полета.

54-е изделие имеет два варианта: с простой головой (без доп. ступени)
и со сверхзвуковой ступенью - и оба варианта - ПКР.
Простая голова (тоже без доп. ступени)
так же установлена и на 14-е изделие "для земли" .
вопрос:
зачем тогда устанавливать простую голову (без ступени)  в 54-м изделии  на ПКР ?
Ведь в море нет рельефа (как Вы пишите)?
0
Сообщить
№22
08.04.2014 13:35
Цитата, q
зачем тогда устанавливать простую голову (без ступени)  в 54-м изделии  на ПКР ?

как вариант - увеличить полезную нагрузку (массу БЧ)

кстати вот тут нашел табличку
http://www.airwar.ru/weapon/kr/3m54.html

Разница в дальности у трехступенчатой и двухступенчатой ракет не такая уж катастрофическая.
Правда указано только для экспортного варианта.

Очень было бы интересно посмотреть подобные характеристики для изделий нашего ВМФ.
Может быть, Вы и правы
0
Сообщить
№23
08.04.2014 13:52
Цитата, unwide сообщ. №22
Очень было бы интересно посмотреть подобные характеристики для изделий нашего ВМФ.
я ж Вам сбросил ссылку в п.19
2500км и 375км соответственно
0
Сообщить
№24
08.04.2014 15:08
Цитата, unwide сообщ. №22
Разница в дальности у трехступенчатой и двухступенчатой ракет не такая уж катастрофическая.
Правда указано только для экспортного варианта.

Это дальности для Экспорта, они не актуальны.
Они ограничены Договором об ограничении передачи ракетных технологий или т.п.
0
Сообщить
№25
08.04.2014 15:16
Я понимаю, что корабль - это платформа для несения оружия. но вы как-то зациклились на традиционном вооружении. Сами понимаете, что в наших условиях от задумки корабля до его реализации пройдет десятилетие, если не больше. К тому времени появятся новые типы оружия. Хотелось бы ваше мнение по этому вопросу услышать.
0
Сообщить
№26
08.04.2014 15:50
Цитата, valentin сообщ. №25
К тому времени появятся новые типы оружия. Хотелось бы ваше мнение по этому вопросу услышать.

гиперзвук.+
Воздушный авианосец на базе Дирижабля "Атлант" с МИГ-29к
Такая штука разделает любой АУГ... даже с Рапторами...
-2
Сообщить
№27
08.04.2014 17:17
Цитата, q
внедрение модульности с расчетом на установку С-500 и дальнобойной ПКР
На фрегат проекта 22350установку С-500..!!! Ну Вы блин даёте.. Боливар же не вынесет такого..
+1
Сообщить
№28
08.04.2014 17:47
Я хоть и не вооруженец, а энергетик, но ваши предложения по маленькому дешевому кораблю с мощным вооружением напоминают мне проект нашей первой атомной ПЛ. Там тоже предполагалось установить одну торпеду чуть ли не на всю длину ПЛ с мощной термоядерной боевой частью для удара по Нью-Йорку. Ясно, что для тех типов вооружения, что вы предлагаете водоизмещение эсминца вырастит до 12 - 16 тыс. тонн.
0
Сообщить
№29
08.04.2014 17:55
Цитата, SU сообщ. №27
На фрегат проекта 22350установку С-500..!!! Ну Вы блин даёте.. Боливар же не вынесет такого..

я не понимаю? В чём проблема?
"Редут" создан на основе С-400
на основе С-500 рано или поздно создадут "Редут - 2".

Этот "Редут-2" ставить на следующую серию (№2) 22350
вместо "Редута" (С400).

с500 и с400 различаются в габаритах ??? или массе???
например: 1 серия 22350 - 15шт. - С400(Редут)
                     2 серия 22350 - 20шт. - С500(Редут-2)

что здесь не так ???
0
Сообщить
№30
08.04.2014 18:41
Цитата, q
с500 и с400 различаются в габаритах ??? или массе???
У Вас есть какие либо ДОСТОВЕРНЫЕ данные по облику и массогабаритам С-500..? насколько я знаю по публикациям в открытом доступе С-500 пока ещё даже в качествен опытного образца никто не видел.. так что Ваше уверенное утверждение как минимум преждевременное..
0
Сообщить
№31
09.04.2014 07:25
Цитата, SU сообщ. №30
так что Ваше уверенное утверждение как минимум преждевременное..
согласен... но это логично...
Форт(с300) раньше ставился только на крупных кораблях, а теперь с400(Редут)
ставится даже на фрегате 22350
вполне логично, что с500 "влезет" на тот же самый Фрегат 22350
0
Сообщить
№32
09.04.2014 11:34
Цитата, q
Форт(с300) раньше ставился только на крупных кораблях, а теперь с400(Редут)ставится даже на фрегате 22350вполне логично, что с500 "влезет" на тот же самый Фрегат 22350

Вы вообще не понимаете о чем пишите. С-400, Редут - это комплексы, с различными составляющими. Даже если не углублятся в то что вы написали (Редут гораздо ближе С-350 Витязь, а не С-400), можно для начала просто почтитать про то какие ракеты используют эти комплексы:

Редут использует зенитные ракеты 9М96Е, 9М96Е2, 9М100.
С-400 кроме 9М96Е, 9М96Е2 еще использует 48Н6 в различных модификациях и 40Н6Е которую еще не поставили на вооружение. И эти ракеты никто на 22350 не ставит. У них совершенно другие массогабаритные характеристики.
C-500 кроме возможности использовать всю номенклатуру ракет С-400, получит ракету ПРО, которую тем более впихнуть вот так вот просто в 22350 не получится.
+3
Сообщить
№33
09.04.2014 12:48
Цитата, Venethi сообщ. №32
едут использует зенитные ракеты 9М96Е, 9М96Е2, 9М100.
С-400 кроме 9М96Е, 9М96Е2 еще использует 48Н6 в различных модификациях и 40Н6Е которую еще не поставили на вооружение. И эти ракеты никто на 22350 не ставит.

я действительно не "супер-пупер спец"... ((( я предположил...
но и Ваша "осведомленность" вызывает сомнения, ничего личного...))) sorry

позднее появилась информация об установке на корабле ЗРК «Полимент-Редут», размещённом в носовой части корпуса перед УКСК ЗС14У1 и состоящем из 4 восьмиячеечных модулей. Всего боезапас насчитывает 32 ЗУР 48Н6ДМ (дальность стрельбы — 250 км) или 128 ЗУР 9М96/9М96Д (четыре вместо одной 48Н6ДМ, дальность стрельбы — 50/150 км) или 512 ЗУР ближней самообороны РВВ-АЕ-ЗРК.

Также существует мнение о большем боекомплекте проекта 22350. На этом снимке видны 4 выреза в палубе под ВПУ (вертикальная пусковая установка) ЗРК (за круглым отверстием под артиллерийскую установку), схожих по площади УКСК на 8 ячеек (они видны на возвышении, перед надстройкой). Зная размерность укск на 8 ячеек и диаметр ЗУР семейства 9М96, данные 4 ПУ позвляют разместить 128 ЗУР 9М96 (или 512 ЗУР 9М100). Информация о 32 ячейках может объясняться возможностью размещения в более тяжелых ракет 48Н6Е2.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_22350#cite_note-kommersant.ru-26

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B4%D1%83%D1%82_(%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81)
0
Сообщить
№34
Удалено
№35
09.04.2014 16:33
Цитата, q
я действительно не "супер-пупер спец"... ((( я предположил...но и Ваша "осведомленность" вызывает сомнения, ничего личного...))) sorryпозднее появилась информация об установке на корабле ЗРК «Полимент-Редут», размещённом в носовой части корпуса перед УКСК ЗС14У1 и состоящем из 4 восьмиячеечных модулей. Всего боезапас насчитывает 32 ЗУР 48Н6ДМ (дальность стрельбы — 250 км) или 128 ЗУР 9М96/9М96Д (четыре вместо одной 48Н6ДМ, дальность стрельбы — 50/150 км) или 512 ЗУР ближней самообороны РВВ-АЕ-ЗРК.Также существует мнение о большем боекомплекте проекта 22350. На этом снимке видны 4 выреза в палубе под ВПУ (вертикальная пусковая установка) ЗРК (за круглым отверстием под артиллерийскую установку), схожих по площади УКСК на 8 ячеек (они видны на возвышении, перед надстройкой). Зная размерность укск на 8 ячеек и диаметр ЗУР семейства 9М96, данные 4 ПУ позвляют разместить 128 ЗУР 9М96 (или 512 ЗУР 9М100). Информация о 32 ячейках может объясняться возможностью размещения в более тяжелых ракет 48Н6Е2.

Да, про 48Н6ДМ забыл. Но самое главное что я хотел до вас донести, что  вот так вот просто запихнуть в 22350 ракету от С-500 не получится. Вот вам для наглядности:



ЗУР 77Н6-Н и 77Н6-Н1, ракеты-перехватчики для работы по баллистическим целям и искусственным спутникам Земли.
+1
Сообщить
№36
09.04.2014 16:46
Цитата, Venethi сообщ. №35
Да, про 48Н6ДМ забыл. Но самое главное что я хотел до вас донести, что  вот так вот просто запихнуть в 22350 ракету от С-500 не получится. Вот вам для наглядности:
спасибо... я понял Вас...
получается, что на 4500тт расположат 48Н6ДМ с дальностью 250км ???
а какая там дальность ЗУР у Петра??? - 120км ???
А разница в водоизмещении Петра и 22350 какая ???
Вы поймите... основная мысль:
в увеличении серийности 22350 и соответственно уменьшении цены за шт.
(по примеру Бёрков)
если между кораблями первой серии 22350 (Редут)
и кораблями второй серии 22350 (с500)
будет разница в водоизмещении допустим всего 2т,
то на цену это существенно не повлияет.
Но зато такая схема реально увеличит скорость
строительства этих Фрегатов.
(не будет больше сроков, например: 5 лет - 1 фрегат, это же смешно...)
и уменьшит цену.
+ на второй серии уже можно обкатать "модульность"
0
Сообщить
№37
09.04.2014 17:15
Такой Фрегат при большой серийности
будет оптимальной боевой единицей по всем критериям:
Цена постройки,
Цена обслуживания,
ТТХ,
вооружение (с500+УКСК в т.ч. под перспективную ПКР)
океанская зона,
ближняя зона
0
Сообщить
№38
09.04.2014 17:51
Вообще для фрегатов ЗРК с ракетами такой дальности не нужен, так как это корабли дальней морской зоны и не предназначены для длительных и тем более океанских походов . Для этого есть корабли типа эсминей/крейсер которые как раз и предназначены для подобных походов. у них соответственно и водоизмещение больше для большей мореходности в том числе и вооружение соответственно в том числе и зенитно-ракетное.. Я вообще не понимаю тенденцию перегружать все корабли не зависимо от классов и назначения вооружением наивно рассчитывая что в данном случае такой корабль сможет противостоять гораздо более сильному противнику.. и совсем наивно полагать что если например вооружить тот же фрегат тяжёлыми и дальнобойными ПКР то он сможет противостоять чуть ли не АУГ противника причём в чуть ли не в одиночку..
+1
Сообщить
№39
09.04.2014 20:06
И вообще для начала коль уэж здесь речь идёт о фрегатах а корабли проекта 22350 относятся именно к этому классу боевых кораблей то будет уместно для начала посмотреть для чего именно и для каких задач предназначены данные корабли..
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%82
Цитата, q
Вторично в мировой истории, классификационный термин «Фрегат», был введён накануне Второй мировой войны, в ВМС Великобритании, для выделения класса эскортных кораблей (в частности, фрегат «Тэй»), превосходящих по водоизмещению и вооружению корабли класса корвет, но более лёгких, чем эсминец. Первоначально, в Британских ВМС, фрегаты предназначались, главным образом, для борьбы с подводными лодками противника и сопровождения конвоев. Уступая эсминцам в скорости, вооружении и главных размерениях, они были дешевле, поэтому могли закладываться в достаточных количествах, на верфях неприспособленных к постройке кораблей класса эсминец. В системе классификации ВМФ СССР, эти корабли относились к классу «Сторожевой корабль» (СКР).

Во время 2-й мировой войны, в ВМС США корабли аналогичные по ТТЭ английским фрегатам, были отнесены к подклассу эсминцев: DE — Destroyer Escort Ships (эскортный эсминец). После войны они были переклассифицированы в океанские эскорты, поскольку до переклассификации 1975 года фрегатами назывались легкие ракетные крейсера, построенные в размерениях эскадренных миноносцев. Лишь после этого флот США перешёл на британскую классификацию.

После 2-й мировой войны, вследствие развития корабельных систем вооружения, главным образом радиоэлектронных средств и управляемого ракетного оружия (УРО), и вследствие заката эпохи больших артиллерийских кораблей и распада эскадренных миноносцев на узкоцелевые подклассы, класс «Фрегат», по примеру англичан, был выделен в новый самостоятельный класс в ВМС большинства морских держав. Фрегаты УРО, в отличие от современных им эсминцев УРО, решая примерно аналогичные задачи, имеют более мощное ракетное вооружение. Развитие кораблей класса «Фрегат», в ВМС ведущих морских держав: США, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Японии, приобрело свои индивидуальные особенности, определяемые характером боевых задач, возлагаемых на флоты этих государств.

Считается, что послевоенное развитие кораблей класса «Фрегат», берёт своё начало в ВМС США, где они, изначально, по своему статусу (водоизмещение и главные размерения, вооружение), заняли промежуточное положение между классом «Эскадренный миноносец» и классом «Крейсер», в соответствие с основной задачей фрегатов ВМС США — обеспечение противовоздушной и противолодочной обороны ударных авианосцев в составе сил охранения авианосных ударных группировок или отдельных ударных корабельных соединений, поисковых групп и наиболее важных конвоев. Все без исключения, фрегаты ВМС США, превосходят эсминцы по водоизмещению, дальности плавания и мощности ракетного вооружения. Первым кораблём класса фрегат, в ВМС США явился специализированный корабль «Норфолк», вступивший в строй в 1953 году. С 1955 года, в ВМС США, к классу «фрегат», были отнесены большие эсминцы DL — Destroyer Leaders, типа «Митчер», которые, по своим тактико-техническим элементам соответствовали советскому подклассу эсминцев: «Лидер эскадренных миноносцев», но не имели торпедного вооружения… Эти корабли были завершены постройкой до принятия на вооружение ВМС США зенитного управляемого ракетного вооружения (ЗУРО). В начале 1960-х годов, для ВМС США было развёрнуто серийное строительство новых фрегатов, оснащаемых УРО, с обычными паротурбинными ГЭУ, типов: «Кунц», «Леги», «Белкнап» и с атомными ГЭУ, типов: «Бейнбридж» и «Тракстан». Эти корабли образовали новый подкласс — «Фрегаты УРО». В этой связи, в системе классификации ВМС США, до 1975 года, все фрегаты были отнесены к основному классу «D — Destroyer (Эскадренный миноносец)», который был подразделён на семь подклассов, в том числе включая четыре подкласса эсминцев: DD — Destroyers; DE — Destroyerr Escort Ships; DDR — Destroyers Radar Picket; DDG — Destroyers Guided Missile, и три подкласса фрегатов: DL — Destroyer Leaders Frigates — (Фрегат); DLG — Destroyer Leaders Guided Missile Frigates (Фрегат УРО); DLNG — Destroyer Leaders Nuclear Guided Missile Frigates (Атомный фрегат УРО). В конце 1960-х годов, командование ВМС США приняло новую программу строительства атомных фрегатов УРО типов «Калифорния» и «Вирджиния». По проекту кораблестроительной программы на 1974/75 финансовый год, предусматривалось строительство ещё двух атомных фрегатов УРО. Одновременно, в ВМС США осуществлялась программа модернизации фрегатов УРО типов «Кунц» и «Леги» в целях повышения эффективности их средств ПВО и в первую очередь — средств борьбы с крылатыми ракетами и низколетящими самолётами противника.

С 1975 года, в ВМС США, корабли водоизмещением от 3000 до 6000 т, с управляемым ракетным оружием (УРО), предназначенные для противовоздушной (ПВО) и противолодочной (ПЛО) обороны, официально выделены в самостоятельный класс «Фрегат УРО» и по аналогии с фрегатами ВМС Великобритании, получили новые буквенные обозначения подклассов. В частности, вместо первых букв: DL, введены буквы: FF, соответственно: FFG — фрегаты УРО; FFGN — атомные фрегаты УРО.

В ВМС Италии, классу «Фрегат УРО», первоначально соответствовали корабли класса «Incrociatori di Scorta Lanciamissili», типа «Витторио Венето» — 2 ед; и типа «Андреа Дориа» — 2 ед. Они, по водоизмещению и главным размерениям, превосходили эсминцы УРО, и в 1971 году, были переклассифицированы в лёгкие крейсера УРО, которые итальянцы классифицируют как «Экскортный крейсер» или «Крейсер ЗУРО».

В ВМС Великобритании, корабли подкласса: «Фрегат УРО» по водоизмещению и главным размерениям, приблизились к подклассу эсминцев: «Эскадренный миноносец УРО» и в свою очередь, по основному назначению были подразделены на подклассы: General Purpese Frigates, Antisubmarine Frigates, Antiaircraft Frigates, Aircraft Direction Frigates. Основное назначение фрегатов УРО в ВМС Великобритании: противовоздушная и противолодочная оборона оперативных соединений, борьба с лёгкими кораблями противника и огневая поддержка сухопутных войск.

В ВМС: ФРГ, Франции, Японии, корабли класса «Фрегат», изначально, по водоизмещению и главным размерениям, не превосходят корабли класса «Эскадренный миноносец». В частности, основная задача фрегатов французских ВМС — противовоздушная и противолодочная оборона авианосцев.

В советском и российском флоте корабли подобного типа назывались просто противолодочными и сторожевыми в зависимости от предназначения, дальности хода и вооружения. Однако, в связи с изменениями в военной доктрине в настоящее время на флоте происходит своего рода «ползучая» переклассификация, в особенности в отношении новых классов. Так, проект 22350 (головной корабль — «Адмирал Горшков») во многих источниках уверенно именуется фрегатом.

В системах классификации ВМФ СССР, и ВМФ Российской Федерации, все корабли класса «Фрегат», в составе зарубежных ВМС, в зависимости от их водоизмещения и главных размерений, отнесены (идентифицированы): либо к классу — «сторожевой корабль» (СКР); либо к классу — «Большой противолодочный корабль» (БПК); либо к классу «Противолодочный крейсер».

В новейшей истории развития ВМС Российской Федерации, классификационный термин «Большой противолодочный корабль» замещён термином «Фрегат». Российские фрегаты по своим тактико-техническим элементам (ТТЭ) в значительной степени соответствуют фрегатам ВМС США. В частности, большой противолодочный корабль типа «Адмирал Горшков» (головной корабль серии), проект 22350 во многих источниках классифицируется как «Фрегат» (классификация НАТО).

В современном понимании к фрегатам относятся боевые корабли среднего водоизмещения, океанской (дальней морской) зоны, обладающие универсальным ракетно-артиллерийским вооружением, способные решать задачи как оборонительного (ПЛО и ПВО конвоя, корабельного соединения, самообороны), так и ударного (поддержка морских десантов, атака кораблей противника, «горячая» разведка берега) характера. Достаточно чётко по массогабаритным характеристикам выделяются 2 группы фрегатов: Фрегаты I класса стандартным водоизмещением 4÷5 тыс. тонн и более, вплотную приближаясь к эсминцу по возможностями ПВО/ПЛО, но несколько уступая в ударном аспекте (за счёт более лёгких ПКР и АУ меньшего калибра). Эти корабли предназначены, в основном, для эскортирования авианосных и амфибийных групп, крупных конвоев в океанских условиях. Характерным представителем фрегата I класса является американский фрегат типа «Оливер Перри». Фрегаты II класса, имея меньшее водоизмещение (около 2000-4000 т), предназначены, в основном, для одиночной патрульной службы. Возможности ПЛО/ПВО у таких кораблей обычно ниже, но на борту имеются просторные помещения для тяжёлого вертолёта и подразделений морской пехоты, мощная артиллерия либо комплекс ПКР. Характерным представителем фрегатов 2-го ранга является французский «Лафайет».

С учётом тенденции использования при проектировании современных кораблей модульного принципа, в условиях пункта базирования, предусмотрена возможность быстрого переоборудование корабля (путём замены стандартизованных блок-модулей вооружения, судового и радиоэлектронного оборудования) под тот или иной тип боевых задач, диктуемых конкретной миссией.
0
Сообщить
№40
10.04.2014 11:57
Цитата, SU сообщ. №38
Вообще для фрегатов ЗРК с ракетами такой дальности не нужен, так как это корабли дальней морской зоны и не предназначены для длительных и тем более океанских походов . Для этого есть корабли типа эсминей/крейсер которые как раз и предназначены для подобных походов.

Не соглашусь с Вами...
Дальности мало не бывает... Кашу маслом не испортишь...
Конечно должны быть разумные пределы и т.п.
Но это не тот случай...
РФ объективно не под силу построить 50 эсминцев Лидер с ВИ 12000тт,
тем более с реактором.
Я надеюсь Вы это понимаете???
А вот построить 50 фрегатов 22350 под силу.
Плюс
У этих 50 фрегатов будет ВИ всего около 6000тт, УКСК под дальнобойную ПКР,
с500 или хотя бы ЗУР с дальность 250км
мне кажется это будет РЕАЛЬНАЯ сила и она вполне достижима.

плюс
чем больше корабль, тем его лучше видно
и тем ощутимей его потеря (((
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 29.03 16:24
  • 1
«Спутниковые снимки не подтверждают»: в польской прессе опровергли заявления ВСУ о якобы уничтожении десантных кораблей ВМФ РФ
  • 29.03 16:11
  • 1
Самолет с уникальной конструкцией крыла получил разрешение на первый полет
  • 29.03 16:04
  • 17
Теракт в "Крокусе" свидетельствует о целесообразности создания специальной российской силовой структуры
  • 29.03 15:52
  • 445
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 29.03 15:50
  • 4
Нарышкин призвал окончательно очнуться от либерального дурмана девяностых
  • 29.03 15:43
  • 1
Балтийский флот пополнит современный многофункциональный буксир
  • 29.03 15:09
  • 0
Три столпа НАТО: Запугивание, провокации, агрессия
  • 29.03 09:50
  • 16
Российские корабли накрыла «Штормовая тень»
  • 29.03 09:29
  • 1
Стало известно о преодолевающей любую ПРО российской ракете
  • 29.03 09:19
  • 2683
Как насчёт юмористического раздела?
  • 29.03 07:39
  • 4
Ходаковский: экономика и демография - две «ахиллесовых пяты» Украины
  • 29.03 07:28
  • 1234
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 29.03 07:22
  • 11
Глава Ростеха анонсировал возобновление выпуска самолётов радиолокационного обнаружения и управления А-50У
  • 29.03 03:34
  • 4
Раскрыто назначение трехтонной российской бомбы
  • 28.03 22:28
  • 1
Заявления Генерального прокурора России о деприватизации предприятий ОПК