Войти

Ракетная тайна Москвы ("Foreign Policy", США)

5681
13
+3
РСД-10
РСД-10 "Пионер-3" на шасси МАЗ-7916.
Источник изображения: rvsn.ruzhany.inf

Нарушает ли Россия договор РСМД?

В декабре 1987 года Рональд Рейган и Михаил Горбачев подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), ставший знаковым соглашением, наложившим запрет на целый класс американского и советского ядерного оружия. Этот договор остановил эскалацию гонки вооружений. Но на этой неделе появились тревожные новости о том, что спустя два с лишним десятилетия может оказаться так, что Россия не сдержала данное слово. Появились вопросы о том, не проводит ли Москва испытания ракет в нарушение положений договора, о чем 30 января написала New York Times. Некоторые утверждения являются ложными, но некоторые кажутся вполне серьезными.


Если Москва разработала запрещенную ракету средней дальности, это будет иметь значительные последствия для российско-американского контроля вооружений. Но еще большие последствия это будет иметь для отношений России с ее соседями в Европе и Азии, в том числе, с Китаем.


Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности наложил запрет на все американские и советские баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 километров. Когда в июне 1991 года срок сокращения по договору закончился, было уничтожено 846 американских и 1846 советских ракет вместе с их пусковыми установками и прочим оборудованием. Строгие меры проверки этого соглашения легли в основу положений, включенных в Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) от 1991 года.


Время от времени звучат обвинения (часто с ними выступают критики политики администрации Обамы в области контроля вооружений) в том, что Россия нарушает условия договора РСМД. (После распада Советского Союза в конце 1991 года Россия взяла на себя обязательства по советским договорам.) До сих пор обвинения эти звучали в основном по поводу баллистических ракет РС-26. Но эти обвинения не имеют под собой оснований.


Критиков беспокоит то, что у РС-26 - средняя дальность полета, и это видимо соответствует действительности. Но русские также испытывали РС-26 на дальностях, превышающих 5500 километров. По этой причине ее следует отнести к разряду межконтинентальных баллистических ракет, подпадающих под сокращения договора СНВ-3 от 2010 года. В СНВ-3 дается определение межконтинентальным баллистическим ракетам как баллистическим ракетам наземного базирования с дальностью свыше 5500 километров, в то время как договор РСМД запрещает ракеты наземного базирования с дальностью свыше 500 километров, но не более 5500 километров. Такое определение совершенно четко свидетельствует о том, что РС-26 — это межконтинентальная баллистическая ракета.


Элементарные законы физики указывают на то, что МБР можно запустить на расстояние менее 5500 километров. Заключая договор РСМД, администрация Рейгана прекрасно осознавала это. На самом деле, американские представители полагали, что Советы после ликвидации своих ракет средней и меньшей дальности планируют использовать против первоочередных целей в Европе и Азии часть своих МБР.


О последних переменах, касающихся российских испытаний крылатой ракеты средней дальности наземного базирования, имеется очень мало информации. Но это намного серьезнее. Исполняющая обязанности заместителя госсекретаря Роуз Геттемюллер (Rose Gottemoeller) рассказала в середине января союзникам по НАТО об американской озабоченности по поводу этих ракет, а Вашингтон поставил этот вопрос перед Москвой. Но пока удовлетворительного ответа он не получил.


Похоже, что администрация Барака Обамы не хочет называть это нарушением договора, по крайней мере, публично. Возможно, она хочет получить побольше времени для разрешения данной проблемы или надавить на Москву в других вопросах. Такого рода вопросы в прошлом урегулировались методами конфиденциальной дипломатии. Администрация Рейгана долгие годы выражала обеспокоенность по поводу того, что крупная РЛС с фазированной антенной-решеткой в Сибири построена в нарушение договора по ПРО, и Советы в конечном итоге согласились ее ликвидировать.


Не секрет, что некоторые силы в Москве давно уже высказывают свои возражения против договора РСМД. В феврале 2007 года российский президент Владимир Путин выразил озабоченность в связи с тем, что России и США запрещено иметь ракеты средней и меньшей дальности, в то время как другие страны могут обладать такими системами. В то же время, Сергей Иванов, занимавший тогда пост министра обороны, а ныне возглавляющий президентскую администрацию Путина, назвал договор РСМД ошибкой. Но в последнее время российские официальные лица перестали выражать недовольство этим соглашением. В мае 2012 года начальник российского Генерального штаба публично исключил возможность российского выхода из РСМД.


Если информация о крылатой ракете наземного базирования соответствует действительности, то это будет иметь серьезные последствия для российско-американского контроля вооружений, а также подвергнет сомнению добросовестность России в исполнении обязательств по договору. Критики с Капитолийского холма сразу же ухватились за статью в New York Times, чтобы подвергнуть сомнению все подходы администрации к контролю вооружений, даже того, что касается иранской ядерной сделки и договоренности об уничтожении сирийского химического оружия. Но хотя в вопросе выполнения договора РСМД могут быть серьезные осложнения, соглашение СНВ-3 стороны соблюдают добросовестно. Русские уже выполнили два из трех основных ограничительных требований по договору, хотя эти ограничения вступят в силу лишь в феврале 2018 года.


Нарушение договора РСМД добавит новую проблему к обширной повестке российско-американских отношений, в которых и без того немало трудностей. Тем не менее, администрация должна отнестись к этому вопросу серьезно, что она очевидно и делает, ведя диалог с Москвой.


Крылатая ракета наземного базирования создает более важные осложнения для соседей России. Такая система явно предназначена для создания угрозы и нанесения ударов по целям в Европе и в Азии.


Российские отношения с Европой в последнее время ухудшились, поскольку на Западе усиливаются опасения по поводу путинских авторитарных тенденций, агрессивного поведения Москвы на постсоветском пространстве и монополизма энергетического гиганта «Газпрома». Состоявшийся 28 января саммит Россия-ЕС длился всего три часа. Лидеры ЕС, в том числе, из Германии, которая традиционно пытается поддерживать дружеские отношения с Россией, вряд ли положительно отнесутся к перспективе появления новой российской системы ядерного оружия, нацеленной на их страны.


Российская крылатая ракета наземного базирования средней дальности вызовет озабоченность и в Азии. Новость о ее появлении приведет к охлаждению российско-японских отношений, в которых недавно наметилась тенденция к улучшению. И эта ракета вряд ли улучшит российские отношения с Китаем. Пекин часто выступает в качестве партнера Москвы в международных делах и никогда не появляется в кремлевских списках угроз российской безопасности. Однако российское руководство крайне обеспокоено ростом китайской экономики, который сопровождается наращиванием военной мощи КНР. Если новая российская ракета существует, то именно усиление Пекина могло стать стимулом для ее появления.


Новое ядерное оружие средней дальности вызовет обеспокоенность у всех российских соседей, особенно в связи с тем, что у вооруженных сил России уже имеется примерно 4500 единиц ядерного оружия. Это в 10 с лишним раз больше, чем у любой другой страны (за исключением США). Москве будет очень непросто это объяснить. Если сообщения о новой крылатой ракете соответствуют действительности, то у русских появилась еще одна проблема в отношениях с Вашингтоном.



Стивен Пайфер (Steven Pifer)

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ВПК.name
  • В новости упоминаются
Похожие новости
18.03.2020
Усилить пропаганду в поддержку «Авангарду»
06.07.2015
ПРО с претензией на глобальность
16.02.2015
Стратегия национальной безопасности ("The White House", США)
05.08.2013
Семь раз отмерить
05.08.2013
Россия и США на развилке
02.03.2007
Эксгумация РСМД
13 комментариев
№1
03.02.2014 03:15
да пускай беспокоятся.. лишь бы уважали
Цитата, Steven Pifer
...у вооруженных сил России уже имеется примерно 4500 единиц ядерного оружия. Это в 10 с лишним раз больше, чем у любой другой страны (за исключением США). Москве будет очень непросто это объяснить.
а что не понятно? полезешь - огребёшь!.. какие ещё объяснения им нужны?

ведь штаты не сильно озабочены "объяснениями", зачем им 5113 боезарядов
Цитата, Steven Pifer
Если сообщения о новой крылатой ракете соответствуют действительности, то у русских появилась еще одна проблема в отношениях с Вашингтоном.
ой ли.. у русских проблема появилась? или всё-таки у Вашингтона?
+4
Сообщить
№2
03.02.2014 04:40
Смешались кони, люди... Так межконтинентальная балистическая или стратегическая крылатая? Или и то и другое?
+4
Сообщить
№3
03.02.2014 07:19
Тут кстати кроме прочего, прозвучала одна умная мысль, что США выгодно (насколько это уместно в данном контексте), чтобы мы часть своих МБР истратили на цели, которых могли бы достигнуть РСД, т.к. в данном случае нагрузка на их ПРО снижается и в конечном итоге (если они применят весь комплекс мер от заброски РДГ в позиционные районы, до ударов ВТО по ШПУ и местам базирования ПЛАРБ) лишь незначительное число блоков достигнет целей на территории США.

Если им было это выгодно еще в 80-х, когда СССР обладал несколькими тысячами ракет, несущух по 6-10 боевых блоков средней и большой мощности, то сейчас актуальность этого возросла на порядок (ракеты нонче слабые, несут по 3 бб малой мощности, прогресс налицо:-)).

Все зависит от того, в какой категории будет РС-26 и будет ли у нас возвратный потенциал. Т.е. заступить на БД Авангард может как МБР, но в случае напряженности и выхода из РСМД их можно перевести в разряд РСД, доразвернув вместо них некоторое количество МБР из возвратного потенциала.
+2
Сообщить
№4
03.02.2014 07:43
Они вышли из Договора по ПРО?   Да вышли, когда им это стало выгодно!!!
Что бы нейтрализовать ПРО в Европе, нужны ракеты Средней дальности... всё логично.
Одно тянет другое.
+2
Сообщить
№5
03.02.2014 08:02
Я не буду спорить о необходимости РСД ибо это очень многогранный вопрос (они же тоже могут свои ракеты в Турцию вернуть), но я бы (во всяком случае сейчас) делал ставку на диверсионные группы (по линии ГРУ) и на внедренных агентов (по линии СВР), которые методом саботажа и боевых рейдов смогли бы вывести из строя стартовые позиции и РЛС еще накануне.

Искандер (куда сможет долететь) или РСД, этл так, контрольный выстрел.
+1
Сообщить
№6
03.02.2014 08:29
вот если мы Турцию на себя перетянем, или реально влезем в Сирию, а потом там встанем, тогда можно будет думать о РСМД. а тут есть варианты Болгарию "назад" отбить и Венгрию из явных врагов в ряд стратегических партнёров перетащить, так вроде и не слышно ничего.
а так извините границы их возможного размещения РСМД стали ближе не то что к Москве, к Омску! и пытаться нахрапом развить эту тему НЕЛЬЗЯ.
+6
Сообщить
№7
03.02.2014 08:39
Цитата, q
Исполняющая обязанности заместителя госсекретаря Роуз Геттемюллер (Rose Gottemoeller) рассказала в середине января союзникам по НАТО об американской озабоченности по поводу этих ракет, а Вашингтон поставил этот вопрос перед Москвой. Но пока удовлетворительного ответа он не получил.

И что.? Москва тоже испытывает озабоченности по поводу размещения компонентов американской ПРО в Европе и так же ставила этот вопрос перед Вашингтоном и точно так же пока удовлетворительного ответа не получила. Вот когда Вашингтон наконец научится уважать озабоченности своих партнёров по переговорам вот тогда и можно будет поговорить об их озабоченностях.
+1
Сообщить
№8
03.02.2014 09:47
Цитата, AsDem сообщ. №6
Болгарию "назад" отбить
В целом согласен, но про Болгарию не надо.
Сколько наших солдат полегло за освобождение Болгарии и что мы получили?
Две мировых войны и в обоих Болгария выступала против России.
+5
Сообщить
№9
03.02.2014 10:00
не надо никаких дармоедов... опять обанкротимся...
+5
Сообщить
№10
03.02.2014 10:15
Причем говоря о саботаже и диверсиях на важных и особо важных объектах нужно понимать как то, что внедренный агент облегчает проникновение боевой группы на объект, так и то, что вскрыв агента, через него могут погубить всю группу (цель не будет выведена из строя).

Поэтому ИМХО внедрять целесообразно двух человек- наводчика от ГРУ и глубоко законсперированного агента СВР.

Они не будут знать друг о друге и каждый будет выполнять свою роль.

Наводчик, это "менеджер среднего звена", гражданский специалист с низкой или средней квалификацией, подтвержденной зарубежным дипломом (электрик, повар, сантехник, маляр и т.п.), т.е. человек, чья специальность широко востребована и которого проще внедрить.

Но низкая/средняя квалификация, это прикрытие. На самом деле наводчик должен обладать высшим техническим или высшим лингвистическим образованиеи и средним (по сравнению со спецназовцем-боевиком) уровнем боевой подготовки (нож, стрельба, минно-взрывное дело, боевое самбо или джиу-джицу).

Наводчик должен вскрыть систему охранения (расположение камер, сигнализация) используя довение к себе нейтрализовать дежурного по КПП и старшего по караулу, если на объекте используются биометоические системы доступа (дактелоскопия, например) то попытаться завладеть чьим-то пальцем, как ключем и т.п.

Т.е. наводчик должен безопасно провести группу за охраняемый периметр к РЛС и ракетам-перехватчикам.

Агент же действует в одиночку, лучше всего если он будет младшим офицером с высоким уровнем доступа (в командный пункт, ЭВЦ и т.п.), он сможет внести сбои в работу систем на программном уровне, он может расстрелять других офицеров из табельного оружия и устроить пожар.
+1
Сообщить
№11
03.02.2014 10:33
Цитата, q
целом согласен, но про Болгарию не надо.
Сколько наших солдат полегло за освобождение Болгарии и что мы получили?
Две мировых войны и в обоих Болгария выступала против России.
Увы Болгарию и в Первой и во Второй МВ Россия(СССР) сами "отпихнула" в стан врага - Создав Болгарию, Россия её забросила или низвела в ранг полуколонии в Политическом смысле, полностью отсутствуя там в экономическом! а чего стоит непонятные движения во время 1 и 2 Балканских войн? Мы там поддержали Сербию и следовательно оттолкнули Болгарию, которым оказалось проще помириться с Турцией, так как у обеих стран оказались общие враги.
Балканская политика России в начале века была ужасной...
а во Второй Мировой Болгария нам войну не объявляла. Единственная страна-сателлит Германии.
0
Сообщить
№12
03.02.2014 10:35
То же самое было в 90-х и 2000-х годах Болгарию, вместо того, чтобы экономически привязать, а значит и политически к себе, Россия просто "забыла" Болгарию.
России стало от этого плохо в военно-политическом смысле, им в экономическом.
0
Сообщить
№13
03.02.2014 14:28
Цитата, Павел 1978 сообщ. №9
Цитата, AsDem сообщ. №12
Правильно, присоединить к России восточную Украину и Белоруссию - больше никого нам и не надо!
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 19.04 14:44
  • 116
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 19.04 14:04
  • 99
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 19.04 13:52
  • 911
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 19.04 12:18
  • 17
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 19.04 11:50
  • 13
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью - Интервью ТАСС
  • 19.04 11:40
  • 1
Новый участник в битве за Арктику
  • 18.04 19:22
  • 18
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 18.04 19:04
  • 110
В России запустили производство 20 самолетов Ту-214
  • 18.04 18:25
  • 12
Британская ПВО может и не выдержать первого удара России (The Telegraph UK, Великобритания)
  • 18.04 17:34
  • 2702
Как насчёт юмористического раздела?
  • 18.04 15:42
  • 1
Сергею Шойгу в парке "Патриот" представили более 30 перспективных образцов вооружения и техники
  • 18.04 15:29
  • 0
Кипящий «котёл» Закарпатья остужать никто не собирается
  • 18.04 13:38
  • 1
Норвегия может приобрести фрегаты класса "Тип-26"
  • 18.04 11:46
  • 74
Членство в НАТО в обмен на территорию. Зачем Армения проводит военные учения с США
  • 18.04 09:59
  • 2
Следующий пуск тяжелой "Ангары" с космодрома Восточный состоится в 2027 году - Борисов