Войти

Что такое Ту-204СМ?

7102
16
+6
tu204sm-1
Первый экземпляр Ту-204СМ (c) Алексей Лисицин Источник: http://www.airwar.ru/.

В последних числах декабря минувшего года Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью телеканалу "Россия 24" заявил, что Минпромторг рассчитывает в ближайшие пять лет поставить авиакомпаниям, в том числе зарубежным, 20 самолетов Ту-204СМ.


Однако в отрасли упорно ходят слухи, что руководство ОАК категорически, под страхом увольнения, запретило всем заниматься темой 204СМ. Сразу вспомнилась яркая иллюстрация отношения к проекту, продемонстрированная на авиасалоне МАКС 2013, когда на 2-х подписаниях контрактов с авиакомпаниями по Ту-204 не было ни одного представителя руководства ОАК. Сразу стало понятно: для отчета перед Правительством РФ контракты подписали, но реально их исполнять никто и не собирается. Не было в программе ОАК на авиасалоне и презентации недавно сертифицированного нового самолета. Он так и стоял сиротливо на статической стоянке, обойденный вниманием высокопоставленных гостей и представителей СМИ. Однако мы не упустили возможности заглянуть на борт Ту-204СМ и пообщаться с представителями прославленного КБ Туполева. Нас интересовал лишь один вопрос: что же за самолет этот Ту-204СМ?


- Что за самолет Ту-204СМ? Изначально были разные концепции модернизации Ту-204. Какая из них реализована и насколько самолет соответствует современным требованиям рынка?


Ивчева Нина Анатольевна, директор по сертификации фирмы «Туполев»:

- Самолет Ту-204СМ – следующий шаг к электрическому самолету. Еще Лев Аронович Лановский, который был у нас главным конструктором самолета Ту-204, постоянно пытался эту мысль воплотить в конструкцию. Но сделать реальный шаг удалось только на Ту-204СМ, созданном под руководством главного конструктора Алашеева Олега Юрьевича. Несмотря на то, что планер и крыло сохранены с Ту-204, авионика, система сигнализации и индикации – модернизированы в соответствии с требованиями и на элементной базе 21 века - это уже новый шаг. Одной из составляющих этого нового шага является двухчленная кабина.

Основная новинка - система управления общесамолетным оборудованием (СУОСО). СУОСО спроектирована таким образом, что часть функций летного экипажа выполняется компьютером, разгружая тем самым экипаж. Она интегрирована практически во все основные системы самолета. Для 90% систем она является системой, которая отвечает за сигнализацию и индикацию, и для 20% систем она является еще и системой управления. То есть она управляет этими системами, что, с одной стороны, облегчает двум пилотам управление, с другой, как раз и является шагом к электрическому самолету. Изготовителем СУОСО является Ульяновское конструкторское бюро УКБП, это один из наших наиболее крупных разработчиков и поставщиков оборудования. Мы с ними достаточно успешно работаем вместе уже долгое время. Кстати УКБП совместно с нами успешно прошли сертификацию самолета Ту-204-120СЕ в ЕАSА. Естественно, это незаконченный этап, мы будем работать и дальше, будем расширять и интегрировать эту систему еще шире. Но сначала надо получить результаты эксплуатации СУОСО убедиться в правильности принятых технических решений , а уже потом делать следующие шаги.

На Ту-204СМ также модифицирована система индикации и сигнализации. Если на наших базовых самолетах установлена система индикации КИСС, и отдельно СЭИ, отвечающая за отображение состояния систем и пилотажных параметров, то сейчас на самолете Ту-204СМ реализована система КСЭИС, которая ответственна и за то, и за другое. Также, для удобства управления применены так называемые «трэк боллы» - устройства аналогичные компьютерной мышке. Это способствует более удобному управлению системой. Если говорить про индикацию в кабине, то, например, применен электронный индикатор резервных приборов. То есть вместо механических, которые у нас были раньше, теперь установлен электронный.

С тем, чтобы подтвердить соответствие самолета действующим нормам летной годности, мы провели очень большой объем испытаний. В частности, мы испытали все системы на воздействие электромагнитных полей высокой интенсивности (HIRF). Мы проводили испытания оборудования в составе самолета в Таганроге и стендовые испытания, так, как этого требуют новые современные нормы, которые действуют в России и за рубежом. Методика испытаний соответствует европейским и американским требованиям. И в этой части с Ту-204СМ мы вышли на европейский уровень. В итоге, мы успешно провели испытания и установили соответствие самолета современным требованиям.

Также на самолете установлена система БСТО – бортовая система технического обслуживания. БСТО постоянно контролирует состояние борта, и технический персонал на земле с минимальными затратами времени имеет объективную, подробную информацию после каждого полета. С точки зрения обслуживания это более удобно, можно распечатать информацию на принтере. Такова сейчас мировая практика.

Следует отметить, что на самолетах Ту-204-300 уже установлена система ACARS. Аналогичной системой может быть оснащен и Ту-204СМ. Вся документация подготовлена.

Трудно вспомнить сразу все новшества. Например, на Ту-204СМ англоязычная кабина. На Ту-204 у нас была англоязычная кабина на самолете Ту-204-120СЕ с двигателями Rolls-Royce, который был сертифицирован в Европе. В русскоязычной или англоязычной кабине очень важны надписи, их краткий смысл, потому что в нормах есть специальные требования, с тем, чтобы информация была легко читаема и способствовала правильной организации действий экипажа. В этом и была изюминка, можно сказать, что тогда мы отработали технологию создания англоязычной кабины, EASA одобрила нашу концепцию, и на Ту-204СМ мы ее уже воплотили с чувством полного понимания и более полноценно.

Еще одно новшество - на этом самолете установили дополнительную систему генерирования электрической энергии. При отказе даже двух генераторов мы можем продолжить полет не меняя эшелона, просто перейдя на эту систему дополнительного электроснабжения и не запуская ВСУ. По сути это еще два дополнительных генератора.


- То есть система резервирования получается тройная?


- У нас получается два генератора основных, которые обычно обеспечивают электропитанием все системы в штатном полете, генератор ВСУ, который используется как альтернативная систему при отказе основных генераторов, а теперь мы поставили ещё одну, дополнительную систему. Таким образом, даже при отказе двух основных генераторов (а это крайне маловероятная ситуация) мы можем лететь, не меняя эшелона до аэропорта назначения, что для пассажиров будет незаметно. При сертификации модернизированной системы электроснабжения был выполнен большой объем летных испытаний, наш шеф-пилот Виктор Алексеевич Минашкин успешно отлетал эту программу. Мы продемонстрировали, что при питании приемников электрической энергии от дополнительных генераторов самолет Ту-204СМ может безопасно продолжать полет в течение не менее шести часов. Установка этой системы, в частности, является одним из шагов к выполнению полетов по требованиям ETOPS-180.

На Ту-204СМ установлен двигатель ПС-90А2, который обеспечивает надежность, необходимую нам для сертификации возможности выполнения полетов по требованиям ETOPS. Новый более экономичный и надежный двигатель, дополнительная система генерирования позволят нам решить эту задачу. Все остальные системы самолета без доработок ETOPSу соответствуют. В свое время мы уже выполнили необходимую летную программу и уверены, что теперь мы готовы для сертификации полетов по требованиям ETOPS на самолете Ту-204СМ.

ПС-90А2 – это двигатель, который является глубокой модернизацией двигателя ПС-90А, устанавливаемого на самолетах предыдущего поколения. Особенностью является то, что это совместная работа Пермского моторного завода с компанией Pratt & Whitney. Компания Pratt & Whitney приняла участие в модернизации отдельных элементов систем двигателя с точки зрения применения материалов, которые позволили повысить надежность и увеличить ресурс двигателей, а также улучшить топливную эффективность. Ещё раз повторюсь, основной упор при модернизации этих двигателей был сделан на повышение надежности, повышение качества, увеличения ресурса и улучшение топливно-экономических характеристик.


Минашкин Виктор Алексеевич, шеф-пилот фирмы «Туполев», заслуженный летчик-испытатель и ведущий летчик по Ту-204СМ:


- Виктор Алексеевич, до Ту-204СМ на каких типах ВС приходилось летать?


- В принципе, у меня все туполевские машины, там почти три десятка машин, и истребители, и тяжелые машины. Я пришел сразу на туполевскую фирму и испытываю туполевские машины с 1989 года.


- Как человек с таким опытом и многообразием освоенных типов, что можете сказать о Ту-204СМ?


- Во-первых, несмотря на то, что по внешнему виду он не отличается от Ту-204, его содержание - внутренняя начинка, практически полностью новая. Нет ни одной системы, которая бы не претерпела изменений. И двигатели ПС-90А2, которые у нас сейчас стоят, у них газогенератор доработан, горячая часть доработана, панели другие, т.е. по сути это уже не ПС-90А а другой двигатель. И ВСУ новая. Все новое в этой машине направлено на то, чтобы оно работало долго. Увеличены ресурсы и минимизированы затраты на текущее обслуживание за счет увеличения периодичности регламентов ТО и надежности работы систем. То есть, основными задачами модернизации были: увеличение надежности, эксплуатационных характеристик, комфортность пассажиров и безопасность полетов, и активная, и пассивная.


- Значит у нас пассивная безопасность?


Касаемо безопасности. Например, в настоящее время мировой практике еще происходят случаи потери пространственной ориентации. Говорят, что переучивание с «прямой» на «обратную» индикацию, т.е. это где либо силуэт самолета вращается , либо авиагоризонт, достаточно сложно, когда пилот летал на самолетах с другой индикацией. Наша индикация почти такая же, как на всех больших самолетах и наших и импортных, но она сделана так, с боковой шкалой крена, что у человека, который летал на «прямой» индикации, переход на эту не вызовет никаких проблем. Есть пилоты, которые летали на этих самолетах с такой индикацией, так они даже не замечали, что здесь индикация другого типа. То есть вот один из элементов пассивной безопасности.

Также в процессе испытаний мы пытались учесть и те случаи в авиации, которые происходили уже непосредственно в период проведения нами доработок и испытаний. Airbus потерял скорость и разбился, Ан-148 - скорость упустили и разбились. То есть внимательно изучали случаи, когда летчик не видит, что у него приборы показывают неправильную скорость. По этому опыту мы ввели скорость, которая берется не от штатных датчиков, а датчиков на двигателях и пересчитывается. Это грубый параметр, но в случае их расхождения на приборную панель летчику сразу выводится информация, что у него идет разбежка по скоростям. Самое главное для летчика, чтобы он видел проблему, понимал, как с ней справиться, был обучен. Вот это мы уже внедрили уже в процессе испытаний.

Далее, катастрофа Як-42 с хоккеистами в Ярославле, когда пилот непроизвольно нажал на тормоза, и самолет не мог оторваться от ВПП. На туполевских машинах такого не было, но на Ту-204СМ реализована система сигнализации - при любом непреднамеренном нажатии на тормоза на взлете выходит речевая информация о том, что тормоза активированы. Т.е. идеология этой машины направлена на то, чтобы летчик имел вовремя информацию, информация уже интегрирована, и он уже получает сигнал, который непосредственно нужно выполнять.

На современных западных самолетах уже давно директорное управление от взлета и до посадки. На наших прошлых машинах такого не было, только на заходе на посадку. На Ту-204СМ директорный режим управления реализован полностью от взлета и до посадки. Весь комплекс систем, работа с системами, все на уровне современных требований – то есть когда летчик осуществляет как бы дублирующие функции, а основную – за всем следят самим системы самолета, в том числе и не дают летчику сделать грубые ошибки. Непроизвольно или неосознанно летчик не может ничего сделать. Для начала он должен понять, потом отключить систему контроля, а уже потом сделать что-то, например, выключить двигатель. То есть, если ты нарушил логику, она это не воспринимает и выбрасывает информацию - посмотри, ты что что-то не то собираешься сделать.

Если ты, прочитал и выполнил чек-лист, который здесь электронный, здесь приоритет у человека пока в самолете остается.

Большинство катастроф сейчас – это человеческий фактор, и у нас теперь машина является первым рубежом защиты от непроизвольной ошибки пилота. По количеству систем, которые подлежат контролю и в полете, и в процессе эксплуатации, Ту-204СМ практически не уступает современным Airbus и Boeing, разве что у Dreamliner, наверное, по количеству систем, которые попадают под этот контроль, таких систем незначительно больше. Даже позиция дворников в правильном положении тоже контролируется. Если при выключении дворники не встали в заданную позицию, система сама их поставит.

Также, учтены замечания, которые были по предыдущему самолету. В Ту-204СМ более информативные большие дисплеи, которые позволяют выполнять пилотирование в полном объеме. Здесь интерактивная кабина, которая позволяет выполнять пассивное самолетовождение, и даже в ручном режиме можно вызвать любой необходимый объем информации. Если тебе не нужна лишняя информация, ты ее не вызываешь, но основное у тебя всегда есть. Когда у тебя есть резерв времени, ты можешь вызвать любую конфигурацию информации на дисплее. Вот смотрите, для примера, нужно вызвать тебе посадочный курс, ты его вызываешь, видишь маневр в районе аэродрома, посадочный курс и положение. Вертикальную навигацию если хочешь увидеть на экране, вызываешь – она у тебя есть, не нужна – убираешь. Во время крейсерского полета избыток информации перегружает летчика, ты убрал избыточную информацию и оставил себе минимальную. Когда нужен больший объем информации, ты ее вызываешь и получаешь.

Или вот, выполняешь чек-лист, ты по нему проходишь, подтверждение делаешь. Все построено так, чтобы исключить человеческий фактор, когда что-то забыл или отвлекся, проскочил через одну и прочитал другую, операция осталась не выполнена. Здесь уже не проскочишь, желтым цветом будет гореть, что операция не выполнена.

Эта машина предполагает возможность сертификации посадки по третьей категории, сейчас пока вторая. После дополнительных испытаний она будет выполнять полеты по третьей категории ICAO. Так что никаких трудностей по выполнению программы испытаний мы не видим. Подходные все режимы и аэродинамику сняли, так что, я думаю, что машина в технической части будет вполне конкурентоспособна.


- Авионику сама фирма «Туполев» интегрирует или…?


- Авионика отечественной разработки, а идеология наша, туполевская.


- Комплектующие отечественные?


- В основном отечественные. Там есть импортные комплектующие, но вы же знаете проблему с элементной базой в России, а без нее ни как. Ну а «мозги», логика здесь уже вложены наши. Вообще у нас задел по 204-м и 214-м достаточно большой. Например, как опция предусмотрен электронный набор летной документации. Устанавливаются два дисплея, слева и справа, и все карты, которые ты сейчас раскладываешь, ты можешь увидеть на картинке. Также - индикация на лобовое стекло с инфракрасной камерой. Мы готовы тоже это поставить, у нас все к этому готово. Набор опций зависит от пожеланий эксплуатанта. Проблема в том, что если на западе самолеты с индикацией на лобовое стекло автоматически понижают свой минимум и на взлете и на посадке, страховка сразу обходится дешевле, и они заинтересованы в том, чтобы поставить новейшее оборудование, то у нас преференций таких нет, а стоимость такого комплекта достаточно большая. Тем не менее, возможность предусмотрена.


- По сравнению с Ту-204 штурвал подвергся изменениям? Пилоты не раз мне рассказывали о специфичности управления машиной.


- Да, он видоизменен. Считаем, это удобнее, потому что ось вращения в данном случае отличается от качания тем, что эта ось вращения является позиционным фильтром, и когда попал в болтанку и отклонил штурвал, то непроизвольно продольные движения передаются вбок. Когда есть вращение, то любое продольное на боковое уже не влияет, то есть это более физиологично. И мы надеемся, что, в том числе, в болтанку и прочих ситуациях, пилотирование будет легче.


- Двигатели, помимо надежности и ресурса, по тяге что-то изменилось?


- Сами двигателисты выдают параметры все те же самые, что были на старом двигателе, но у них, во-первых, повышена возможная температура на турбине, двигатель более экономичный, но самое главное, у него появляется запас - он может показывать стабильные характеристики в большем диапазоне температур. Еще с точки зрения обледенения улучшены характеристики двигателя. По всем своим характеристикам этот двигатель на современном уровне и по шумам и по эмиссии.


- Если говорить о тех, кто сейчас летает на Ту-204, будет ли процесс переучивания минимизирован и комфортен или придется попотеть?


- Мое мнение, а я уже говорил об этом с летным директором Red Wings, когда он приходили смотреть самолет, что наземную часть подготовки мы сократить не можем, все системы новые. Матчасть надо знать, потому что это пассажиры, это их жизнь, поэтому здесь никаких сокращений быть не может. Тренажер – то же самое, сокращений быть не может по той причине, что двухчленный экипаж – это изменение технологии, и они должны её изучить. Что касается практики, я готов любому из них, который пройдет тренажер, подписать, что он готов летать сразу на самолете в воздухе, потому что в воздухе для них все будет проще. Каждая авиакомпания готовит свою программу переподготовки, но, как пожелание, когда они своих инструкторов на эти машины будут готовить, чтобы эти инструктора проходили через нашу школу. Плохому мы не научим, а нюансы расскажем.


Шашок Александр Петрович, заместитель директора – начальник управления проектов в гражданской авиации:


- Есть несколько модификаций Ту-204: среднемагистральные и среднемагистральные с увеличенной дальностью. Ту-204СМ по своим характеристикам - это самолет для каких маршрутов?


- Данный самолет является среднемагистральным пассажирским самолетом, который рассчитан на максимальную пассажирскую вместимость в моноклассной компоновке до 215 пассажиров. В комфортной моноклассной компоновке - 200-210 пассажиров. Кроме того, данная машина сертифицирована у нас и под двухклассную компоновку - 176 пассажиров. Здесь 12 кресел бизнес-класса и, соответственно, 164 кресела эконом-класса. Наиболее эффективно данное воздушное судно на маршрутах протяженностью три часа и выше. Такие характеристики востребованы в Российской Федерации, учитывая размеры страны и расположение регионов. Также это самолет, прекрасно подойдет для выполнения чартерных перевозок на международных воздушных линиях.


- Какова его максимальная дальность при максимальной коммерческой загрузке?

- При максимальной пассажирской загрузке, в компоновке 215 кресел – 4,8 тыс. км. В двухклассной компоновке на 176 пассажиров он обладает гораздо большей дальностью. Соответственно, в зависимости от пассажирской загрузки самолет может приближаться к дальнемагистральным самолетам.


- Будет ли укороченная версия самолета, аналог Ту-204-300?


- У нас есть несколько возможных концепций. Машина обладает хорошими летно-техническими характеристиками, хорошей аэродинамикой, высоким аэродинамическим качеством, т.е. в этом плане у машины есть очень хороший модернизационный потенциал.


- В случае, если завтра будет подписан твердый контракт, какова возможность завода Авиастар, сколько он сможет строить машин в год?


- Предварительно «Авиастар-СП» нам озвучил, что в соответствии с требованиями потенциальных заказчиков, в ближайшие три года они готовы построить порядка десяти машин с дальнейшим выходом на 5-7 в год. На сегодняшний день по программе существуют заделы. В разной степени готовности находятся порядка 10 машин, из них в высшей степени готовности порядка 70-80% - три машины, это означает полную готовность планера и наличие закупленных комплектующих изделий. В принципе с начала финансирования первые машины могут быть поставлены в течение 9-10 месяцев. Но говоря о мощностях «Авиастара» в плане серийного производства - завод может обеспечить две сборочные линии самолетов семейства Ту-204, каждая порядка до 15 самолетов в год. На сегодняшний день при готовности сборочной линии не с первого года, но начиная где-то с третьего выйти на мощность до 15 машин в год - для завода вполне реально. Если говорить о конкретной реализации контрактов, которая прорабатывается в настоящее время, то сегодня завод подтверждает возможность реализации требований авиакомпаний по срокам поставки воздушных судов.


- То есть если бы сегодня подписали твердый контракт, то через год…


– Да, первые машины могли бы быть поставлены уже в 2014 году, в конце весны следующего года.


- У меня вопрос по техподдержке, сервисному обслуживанию, так сказать по стоимости владения. Какие-то программы уже разработаны, предлагается что-то в пакете заказчику?


- Скажем так, за подготовкой мероприятий в рамках анонсируемых контрактов стоит очень интенсивная совместная работа. Она ведется разработчиком, производителем, поставщиками комплектующих, и при этом в переговорном процессе участвуют сами авиакомпании.

На сегодняшний день создана рабочая группа, ведется действительно напряженная работа, в том числе по определению механизмов осуществления послепродажного обслуживания, как в гарантийный, так и в послегарантийный период после поставки воздушных судов. Ведется серьезная проработка по формированию пула запасных частей совместно с поставщиками комплектующих. Активно участвуют в рабочей группе: ОАК, холдинг «Авиационные оборудование», КРЭТ, Авиадвигатель, ОДК и другие. Все усилия направлены на то, чтобы обеспечить требуемый эксплуатантами уровень послепродажного обслуживания.


- Обслуживаться машина будет в Ульяновске?


- Рассматриваются самые разные варианты, в том числе создание линейных станций ТО непосредственно в аэропорту базирования эксплуатанта. Рассматривается возможность использования мощностей и заводов «Авиастар-СП» и КАПО. В том числе мы проводили ряд совещаний и встреч в рамках авиасалона МАКС. Например, с холдинговой компанией «Авиационное оборудование» и с некоторыми российскими авиакомпаниями обсуждались проблемные вопросы снижения стоимости послепродажного сопровождения. Это действительно пакет услуг, который непосредственно влияет на экономику деятельности авиакомпаний, то есть фактически формирует стоимость пассажирского кресла. Для обеспечения конкурентоспособности Ту-204СМ это основная задача, которую на сегодняшний день осознают все, и производитель, и разработчик, и поставщики комплектующих, все, кто непосредственно участвует в создании этого самолета. Но и напомню, у нас 90% комплектующих – это российские производители. То есть этот вопрос сегодня очень важен для всех участников этого проекта.


- Какой подход применен в системе поддержания летной годности: по назначенному ресурсу или по состоянию?


- Эксплуатация по состоянию. То есть имеются некоторые детали, комплектующие с ограниченным ресурсом, но в основном идеология, формирующаяся при эксплуатации ВС, как в общепринятой мировой практике, это эксплуатация по техническому состоянию.

Собственно, Вам уже продемонстрирована сложная система контроля, это система БСТО. Это действительно современный самолет, здесь реализованы современные подходы, современная идеология. Поэтому мы сейчас решаем уже следующие проблемы – это обеспечение финансовых условий поставки воздушных судов авиакомпаниям. Эта задача поставлена на сегодняшний день перед всей авиационной отраслью. И мы тоже стараемся ее решать.


Туполев Андрей Алексеевич, замдиректора Дирекции маркетинга и внешних связей:


- ОАО «Туполев» проводит исследования рынка, совместно с ОАО «ОАК» и Минпромторгом проводит работу с авиакомпаниями, переговоры с авиакомпаниями касательно их требований к данному типу самолета. Мы понимаем сегодняшние требования и интересы авиакомпаний. На данном этапе самолет только как летательное средство их не интересует. Их интересует комплекс услуг и провозная мощность. Основные параметры это: лизинговая ставка, отчисления на поддержание летной годности, ресурсы, возможность переноса форм обслуживания в высокие сезоны, доступность покупных изделий и прочие вещи, связанные с экономикой, эксплуатацией и стоимостью владения воздушным судном. Плюс, конечно, немаловажная составляющая в поставке самолета – это стоимость привлекаемых средств, которая оставляет желать лучшего в наших условиях и отличается где-то практически в два раза относительно доступных западных кредитов как по стоимости, так и по времени. Если у нас где-то 5-7, то там 15-20 лет.


- На авиасалоне МАКС-2013 авиакомпания «ВИМ-Авиа» подписала меморандум на поставку 5 Ту-204СМ.


- Да, на экспозиции Ильюшин Финанс (ИФК) был подписан протокол о намерениях о поставке пяти самолетов и об опционе еще на пять самолетов, в присутствии замминистра промышленности и торговли Юрия Борисовича Слюсаря, Александра Ивановича Рубцова, гендиректора ИФК, Рашида Мурсекаева, акционера авиакомпании «Башкортостан» и «ВИМ-Авиа» и гендиректора «ВИМ-Авиа» Кочнева Александра Яковлевича, гендиректора завода-производителя «Авиастар-СП» Сергея Геннадьевича Дементьева и первого замгендиректора ОАО «Туполев» Сергея Анатольевича Богатикова.


- То есть организацией финансирования будет заниматься ИФК?


- Да, мы так поняли, что это Александр Иванович берет на себя.


- Судя по тому, что ИФК подписала некий документ, как для финансовой структуры самолет им интересен?

- Да, как объект финансовой сделки, данная машина представляет несомненный интерес. И могу еще отметить, что в тот же день наш самолет на авиасалоне посетила делегация «ВИМ-Авиа» во главе с А.Я. Кочневым и их интересовали уже не финансовые и экономические, а конкретные технические и эксплуатационные вопросы: чего мы добились в свете продления ресурсов, надежности агрегатов, доступности ПКИ, расходов и топлива и прочее, что, в конечном счете, является слагаемыми стоимости владения и формирования прибыли в результате эксплуатации данного объекта.


- Я понимаю, взять старт с нуля очень сложно. Когда неизвестный продукт выходит на рынок, очень сложно убедить авиакомпании, что он как раз им и нужен. Какие инструменты, на Ваш взгляд, можно применить, чтобы обеспечить старт проекту в наших непростых условиях?


- Во-первых, ни для кого не секрет, что при запуске новых продуктов, а здесь практически можно говорить о возрождении в каком-то смысле отечественного авиастроения, во всех цивилизованных странах, таких, как страны ЕС и США, существует скрытая и открытая государственная поддержка. Другими словами, дотирование цены воздушного судна и колоссальные правительственные лоббистские возможности при заключении кредитных соглашений и между странами, так называемые связанные кредиты, на которые другие страны, беря колоссальные кредиты, обязаны часть их потратить на закупку авиационной техники страны, которая им этот кредит дала. И, конечно, ни для кого не секрет, что при нынешнем финансовом положении завода «Авиастар» и малой серийности мы не сможем предоставить нашему потенциальному покупателю конкурентоспособную цену, соответственно, нам придется обращаться к государству в лице Минпромторга и Минфина выделить бюджетные статьи по дотированию части стоимости. По этому пути идут практически все новые российские авиационные проекты. Эта временная мера будет носить ограниченный характер, и в конечном итоге через определенный промежуток времени этот проект выйдет на точку безубыточности.


- Чтобы вывести на точку безубыточности, сколько самолетов нужно произвести?


- По нашим расчетам это порядка чуть больше сотни машин.


- Мы понимаем все сложности выхода нашей техники на глобальный рынок, поэтому мы ищем для нее некие ниши. Какие наиболее перспективные регионы для этой машины?


- В первую очередь там, где уже эксплуатируются самолеты Ту-204. Помимо России это Куба, где летают две пассажирские машины - Ту-204-100Е, а также две грузовые – Ту-204СЕ. Также машины есть у египетской авиакомпании Cairo Aviation и у национального корейского авиаперевозчика из КНДР. Поэтому, в принципе, рынок для этих машин есть. Это потенциальные покупатели Ту-204СМ, люди, которые уже эксплуатируют 204-е ни один год, научились это делать, понимают, как это делать. С ними ведутся предварительные переговоры по возможности поставки нового типа воздушного судна.


- В программе развития авиационной промышленности, которую год назад представил Минпромторг, 204-ый практически уже списали со счетов и поставили на нем большой жирный крест. Также вспоминаются слова руководителя ОАК Михаила Погосяна на одном из крупных мировых авиасалонов, что он не видит никаких перспектив у самолета Ту-204.


- Присутствие замминистра промышленности и торговли на подписании договора с «ВИМ авиа» может говорить о возобновлении интереса к этому самолету. Мы надеемся, что присутствие людей такого ранга из правительства означает то, что этот интерес возвращается, и возможность финансирования со стороны государства этой темы обретает смысл и вселяет в нас определенную уверенность. Мы чувствуем интерес к машине и со стороны российских эксплуатантов. Вопреки расхожему мнению, российские авиакомпании не отметают отечественную авиатехнику.



Р.Гусаров, Е.Стриганова

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
20.07.2017
"Мы не конкурируем внутри страны, мы соревнуемся на глобальном поле"
16.03.2016
«Порой они возвращаются» - Ил-96-400М
05.03.2015
Ту-204 и «увеличение степени суверенитета»
07.10.2014
Подъемная сила родины
26.08.2011
Юбилейный МАКС, часть 1
15.12.2009
Когда время дороже денег
16 комментариев
№1
16.01.2014 12:58
Цитата, q
Однако в отрасли упорно ходят слухи, что руководство ОАК категорически, под страхом увольнения, запретило всем заниматься темой 204СМ

Слухи такие упорные-упорные ходят при помощи Р Гусарова, что вспомнилась песенка,


Словно мухи, тут и там

Ходят слухи по домам,

А беззубые старухи

Их разносят по умам!

У Гусарова в каждой статье можно встретить его любимое "в отрасли ходят упорные слухи"
0
Сообщить
№2
16.01.2014 13:05
Хорошая правильная статья а Пагасяну и вообще ОАК по ж..е надо надавать МС-21 ещё только в проекте а 204СМ может уже летать... это реальная альтернатива подержанным машинам с запада да и новым в принципе... Рэд Вингс молодцы в этом плане... по топливной экономичности самолёт лучше многих боингов и впоне соответствует А-319 немного недотягивая до А320 ... 0,75 гр.на пассажира на км при этом явно превосходя боинги особенно 737 по удобству ...
-2
Сообщить
№3
16.01.2014 13:12
Статья  бы только выиграла, если бы Гусаров избавился от своей любви к распространению слухов и сплетен.
+3
Сообщить
№4
16.01.2014 14:23
Статья понравилась +1, но в последнем абзаце Гусаров таки куснул Погосяна, - не удержался болезный. Хотя ведь это чистая правда, что у Ту-204 перспектив нет, в отличие от Ту-204СМ, но этому нужен надёжный стартовый заказчик, а не меморандум о намерениях.
+1
Сообщить
№5
16.01.2014 14:42
У Ту-204СМ тоже никаких перспектив нет.Если бы они лишний вес урезали,а так самолет на 8 тонн тяжелее конкурентов,что дает в итоге соответствующий расход топлива.
0
Сообщить
№6
16.01.2014 15:59
Создали "Сколково", вбухав тучу денег. Отдача пока не видна. А чем Ту-204СМ не стартап? Чем он хуже других стартапов РОСНАНО и Сколково? Почему нельзя в рамках стартапа определить одну авиакомпанию, которая согласится на паритетных началах использовать н-ное кол-во воздушных судов в опытной эксплуатации на период проведения, назовём по старому, госиспытаний? Тем более, что Ильюшин-Финанс уже подтвердил намерения финансировать проект. Даже при плохом результате испытательной эксплуатации можно будет делать выводы, что не следует делать в будущем. И результаты, и выводы из них можно потом использовать в доводке МС-21. Да и Супержджету лишний опыт не помешает.
Остаётся от души пожелать ОАО "Туполев" и особенно УФКБ ОАО "Туполев" "пробить" в ближайшее время этот проект.
+2
Сообщить
№7
16.01.2014 16:08
Уважаемый salem, я нисколько не сомневался, что Вы в очередной раз нам укажете на "лишний вес". На топливную эффективность влияет не только вес, но и ряд других факторов. На сколько тот или иной фактор оказывает влияния на топливную эффективность может показать только эксплуатация. Вы обладаете точными цифрами реального часового расхода топлива Ту-204СМ? Если да, то приведите его, пожалуйста.
+3
Сообщить
№8
16.01.2014 17:25
ash, вы говорите вполне очевидные вещи. Беда в том, этим заниматься должно не государство, а сама компания Туполев еще на этапе проектирования. Потому что самолет проектируют в точном соответствии с потребностями рынка, а заказы на него появляются еще на стадии эскиза. А здесь все наоборот. Спроектировали самолет, теперь судорожно ищем, кому бы его пристроить. Это в СССР так можно было, там заказчик был один и проектировщик тоже один. А сейчас звиняйте - конкуренция-с. И никакими силами вы не заставите тот же Трансаэро взять Ту-204, потому что на резонный вопрос - "А зачем мы будем брать самолет, который не отличается в лучшую сторону от Боингов по экономии, но с задержкой поставок (наверняка) и плохим сервисом (опыт был), и кто нам компенсирует убытки в данном случае" у вас ответа не будет.
Единственный выход здесь - это договориться на берегу. Чтобы правительство собрало авиакомпании, лизингодателей и ОАК за одним столом и предложило такую схему гарантий финансирования, чтобы самолет брали. Это при условии, что нам этот Ту-204СМ ну очень нужен как проект. Но вообще делать это они не обязаны. Хотя хотелось бы, конечно. Все же отрасль переживает мучительную перестройку и организационно помочь ей было бы неплохо. Но помощь должна быть очень хирургической. А то до сих пор "эксперты гражданской авиации" направо и налево для  спасения авиапрома предлагают возродить Аэрофлот СССР. Чтобы не выкобенивались, а брали что дают.
+1
Сообщить
№9
16.01.2014 18:00
Согласен с тем, что, хотя и не уйти от лишних затрат топлива для подъема  8-ми тонн на 10 км, опыт эксплуатации новых отечественных систем позволил бы найти некие уникальные фишки, которые пригодились бы и для МС-21, которому тоже придется искать место под солнцем в условиях жесткой конкуренции. У него есть базовые плюсы, которые появляются от того, что самолет просто новее других, но нужны и свои уникальные наработки, которые появляются только с опытом реальной эксплуатации.
Не говоря уж о том, что на прямолинейном участке полета лишняя масса Ту не является помехой, а скорее наоборот, позволяет отыграть часть лишних затрат топлива.
+1
Сообщить
№10
16.01.2014 21:24
Авторы статьи правы конкуренции на рынке авиастроения нет, а есть жесткий государственный диктат тех стран кто производит самолеты и двигатели к ним. Было написано немало статей где представители Аэрбаса и Боинга мягко говоря выражали свою не заинтересованность в выпуске самолетов и двигателей на территории РФ.  В ПС-90А2 использовались технологии двойного назначения, полученные в результате совместной работы с Pratt & Whitney, в результате чего на экспорт двигателя были наложены ограничения Госдепартаментом США. В частности, был сорван контракт на поставку новых самолётов Ту-204СМ в Иран. Топливная экономичность и лишний вес тут ни причем.
+4
Сообщить
№11
17.01.2014 09:57
Уважаемый skyfalcon, то же самое можно сказать и в отношении Суперджета. Если уж господдержка никому, то никому. Пусть сами "карабкаются". Но если помогать ГСС, то почему это не сделать и в отношении туполей? Да и напомню, что Сухие продержались в безвременье благодаря инозаказам. У Туполева такого шанса вообще не было. И если уж говорить честно, то Погосян, при всём к нему уважении, лоббирует ГСС по полной программе. А то, что в статье называют слухами имеет под собой почву.
Цитата, q
И никакими силами вы не заставите тот же Трансаэро взять Ту-204, потому что на резонный вопрос - "А зачем мы будем брать самолет, который не отличается в лучшую сторону от Боингов по экономии, но с задержкой поставок (наверняка) и плохим сервисом (опыт был), и кто нам компенсирует убытки в данном случае" у вас ответа не будет.
Причём здесь "Трансаэро" и "заставить"? Я лишь сказал о том, что необходимо провести опытную эксплуатацию нескольких бортов совместно с какой либо авиакомпанией. Да и конкуренция с Боингом и Эрбасом явно нечестная. Давайте-ка припомним, какими способами Боинг захватывал российский рынок в начале 90-х. Лично знаю человека, который набил морду одному новоявленному чинуше тогдашнего российского авиапрома на МАКСе за то, что он лоббировал продвижение боингов в Россию. Про мнение топов в крупных авиакомпаниях мне тоже рассказывать не надо, я их в первоисточнике на заседаниях периодически слышу. И, кстати, Суперджет" тоже наши не очень-то жалуют. Иностранцы только о нём хорошее говорят.
А про убытки у меня ответ есть - государство. На то оно и создавало всякие "Роснано" и "Сколково".
В том, что оба проекта - Суперджет и Ту-204СМ - встречают серьёзное сопротивление в нашей стране действительно больше экономики, чем техники. Толька экономика эта, того, своеобразная - экономика кубышки. Своя кубышка ближе к телу. А уж политики тут ещё больше.
0
Сообщить
№12
17.01.2014 10:10
Цитата, q
Погосян, при всём к нему уважении, лоббирует ГСС по полной программе.

А Вы бы какой продукт продвигали - свой, который сами создавали, который вы знаете от корки до корки, в том числе все достоинства и недостатки, в успехе которого вы уверены - или сторонний?
0
Сообщить
№13
17.01.2014 10:51
Цитата, ash сообщ. №11
то же самое можно сказать и в отношении Суперджета. Если уж господдержка никому, то никому.
- не согласен. Сухой начал делать Суперджет на свои деньги, когда ещё до создания ОАК было почти 6 лет. Потом победил в конкурсе 2003г на региональный самолёт, в котором участвовал Туполев, но не с Ту-334, а с 'бумажным' Ту-414 (!), и Мясищев.

Победил потому, что государство расчитывало, на тот момент, что создание SSJ обойдётся практически без вливаний с его стороны (в отличии от "Ту") и на то, что сертификация и обслуживание машины созданной в широкой кооперации с иностранцами будет проходить без осложнений.

Цитата, ash сообщ. №11
У Туполева такого шанса вообще не было.
- не согласен. Учитывая просто огромный парк, на то время, эксплуатировавшийся самолётов марки "Ту", как в России так и за рубежом  (Ту-134, Ту-154; Ту-95, Ту-22, Ту-160), а так-же Ту-204 который требовал скорейшей модернизации до Ту-204СМ (с ним туполя опоздали на 10-15 лет! Т.е. его бы могли уже производить 10-15 лет и сейчас бы не было вопросов в его целесообразности и будет ли он конкурентом МС-21) и пусть неудачный, но летающий и имеющийся в железе Ту-334, который надо было доводить до ума, а не распылять государственные средства полученные под Ту-334, на 'бумажные' Ту-324, Ту-414, - они свой шанс упустили. Сами.
0
Сообщить
№14
17.01.2014 11:30
А что вы минусуете ???.  ... вы сами то пробовали в 737 летать на дальность более 3 часов? вот когда попробуете тогда минусы и ставьте ... а на 204 правда не СМ я летал и имею возможность сравнить как потребитель хотя бы...
Ту-204СМ прекрасная имашина, которая уже сейчас могла бы заменить евроамериканский утиль, который летает в нашем небе + к этому за его счёт можно было бы модернизировать производство в том же Ульяновске ... а МС-21 ещё только на бумаге и без отечественного двигателя ... что б....ь за народ у нас такой всё норовят поприсмыкаться перед заграницей создавая комплекс собственной ущербности ... " ... а моя страна, страна для иностранцев и я другой такой страны незнаю" ...(((((
Сталина на Вас нет надо собственное авиастроение развивать и датировать ... или вы думаете что амеры боинг не датируют????
+1
Сообщить
№15
17.01.2014 12:46
Уважаемый Peter Tsk, а при чём тут "начал создавать на свои"? По факту то господдержка потребовалась? Потребовалась. Да и сравнивать технически эти две машины некорректно. Я их собственно и не противопоставлял. Наоборот объединил. Вот только Суперджет по договорённости сами знаете с какой фирмой не конкурирует с ней в своём классе, а Ту конкурирует.
Цитата, q
а не распылять государственные средства
Ну да, а строить "Сколково", финансировать Роснано и прочая, и прочая наше государство в состоянии. Ну-ну...
Цитата, q
они свой шанс упустили.
Вся наша оборонка почти свой шанс упустила в 90-е. Живы остались лишь те, кто кормился военными зарубежными контрактами. А про сервис Сухого в начале  90-х мне рассказывать не надо. Вы же наверно знаете про то, как им из загранки километровые факсы слали с перечнем необходимых запчастей, а на них ответа не было.
Может хватит уже ссылаться на то, что там было и кто, и как из этой ж... вылезал. ГСС вылезли раньше и лучше (по субъективным и объективным причинам). Туполя ещё барахтаются, но машина у них летает и это факт. И то, что они способны на заделе ещё несколько самолётов поставить тоже факт. И то, что помочь им можно и нужно тоже факт. Было бы желание.
+1
Сообщить
№16
18.01.2014 15:38
Если мы хотим летать часто и не дорого. Это можно сделать только на своих самолетах т.к. развитие авиации поднимет промышленность и общее благосостояние людей.
+2
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 28.03 13:12
  • 412
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 28.03 10:55
  • 2
Раскрыто назначение трехтонной российской бомбы
  • 28.03 10:12
  • 1
В США вспомнили о советском атомолете
  • 28.03 10:06
  • 62
В США оценили российские Су-34 с УМПК
  • 28.03 10:05
  • 1
Клинцевич рассказал о запускаемых со «Смерча» российских бомбах
  • 27.03 19:52
  • 1
Генпрокурор рассказал, как боевую технику ремонтировали контрафактом
  • 27.03 15:15
  • 454
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 27.03 15:00
  • 10
Глава Ростеха анонсировал возобновление выпуска самолётов радиолокационного обнаружения и управления А-50У
  • 27.03 14:34
  • 8
Александр Михеев: система ПВО С-400 "Триумф" в разы превосходит конкурентов
  • 27.03 14:29
  • 0
Украина начинает экспорт биогаза в ЕС
  • 27.03 11:51
  • 4
В спецоперации на Украине задействован триумвират крылатых ракет - "Калибр", "Оникс" и Х-35
  • 27.03 11:38
  • 1
Индия не хочет отрекаться от России. И дело не только в дешевой нефти
  • 27.03 11:21
  • 9
Теракт в "Крокусе" свидетельствует о целесообразности создания специальной российской силовой структуры
  • 27.03 06:02
  • 107
В России запустили производство 20 самолетов Ту-214
  • 27.03 03:23
  • 2
Россия готовится применять в зоне СВО уникальное оружие