Войти

Бомбой по пожарам

3730
27
0

Россия изнывает от рекордного зноя, горят торфяники, леса, выгорают полностью деревни и поселки. Очевидно, что и МЧС, и руководители на местах оказались не готовы к столь масштабному кризису. Между тем представители отечественного оборонно-промышленного комплекса уже давно предлагали государству закупить свои уникальные изделия, предназначенные именно для тушения лесных пожаров. Но в достаточных объемах, к сожалению, этого не было сделано.

Известное оборонное предприятие ГНПП «Базальт» предлагает уникальную технологию тушения лесных пожаров при помощи авиабомб. Авиационное средство пожаротушения АСП-500 локализует лесные пожары и подавляет зоны огневого шторма при техногенных авариях и катастрофах на площади до 1.000 кв. м при температуре окружающего воздуха в районах взлета носителя и очага возгорания от минус 5°С до плюс 45°С в любых метеоусловиях. При этом вероятность безотказной работы составляет не менее 0,97.

Авиационные средства доставки огнегасящей смеси (воды) при тушении пожаров значительно превосходят по экономичности другие известные способы доставки (артиллерию в 70 раз, реактивные установки в 300 раз). При использовании традиционных авиационных сливных средств пожаротушения в зону огня попадает незначительное количество сбрасываемого огнегасящего состава. Это объясняется экранированием зоны пожара восходящим конвективным потоком горячего воздуха, и, как следствие, не достигается необходимой точности группирования центров падения водяных масс по отношению к местоположению очага пожара.

АСП-500 обеспечивает стопроцентную доставку массы огнегасящего состава в зону пожара. Кроме того, взрывной способ диспергирования состава создает дополнительный фактор пожаротушения - воздушную ударную волну.

Снаряжаться АСП-500 может как в полевых, так и в заводских условиях. АСП-500 предусматривает использование военной авиации без каких-либо затрат на модификацию самолетов и вертолетов, а также позволяет решать задачи пожаротушения без привлечения в зону пожара дополнительного числа людей и спецтехники.

Базальтовцы готовы предложить свою технологию применения АСП-500 с самолетов гражданской авиации типа Ил-76 и Ан-12. Данная технология обеспечивает массированное использование АСП-500. Один носитель может доставить в зону пожара более 100 изделий, обеспечивая его тушение на площади более 10 га. Вопросы безопасности решаются как за счет конструкции изделия, предусматривающей практическое отсутствие осколочного и фугасного действия за пределами облака, так и за счет системы организационных мероприятий, регламентирующих порядок использования авиационных средств пожаротушения.

Применение АСП-500 как средства «первого удара» по зонам интенсивного горения позволит оперативно подавить наиболее опасные очаги пожара, снизив тем самым интенсивность восходящих конвективных потоков воздуха, препятствующих осаждению аэрозоля, образуемого в результате прямого сброса жидкости с самолета. Тем самым в последующем в десятки раз увеличивается эффективность традиционных сливных систем. Таким образом, при комбинированном использовании АСП-500 и систем непосредственного сброса жидкости (смеси) с самолета (вертолета) может быть достигнута наибольшая эффективность пожаротушения обширных зон.

Другое, не менее известное предприятие ОПК - Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева - предлагает для тушения пожаров уникальный самолет-амфибию Бе-200.

Он предназначен для тушения лесных пожаров огнегасящими жидкостями. При этом Бе-200 может останавливать и сдерживать распространение средних и крупных лесных пожаров созданием заградительной полосы путем многократных сбросов огнегасящей жидкости на кромку пожара, ликвидировать мелкие и зарождающиеся лесные пожары. А также доставлять в район бедствия и возвращать на базу пожарные команды и средства пожаротушения путем посадки на заранее выбранную акваторию или аэродром.

Бе-200 представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом, Т-образным хвостовым оперением и лодкой большого удлинения с переменной поперечной килеватостью.

Особенностью Бе-200 по сравнению с другими самолетами-амфибиями является полностью герметичный фюзеляж, что позволяет использовать этот самолет для выполнения широкого круга задач.

Силовая установка базового варианта включает в себя два двухконтурных турбореактивных двигателя Д-436ТП, которые установлены над корневой частью крыла для защиты двигателей от воды во время взлета и посадки.

Современный интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования АRIА-200М обеспечивает надежное пилотирование Бе-200 в любом районе земного шара в любых метеоусловиях.

Экипаж самолета состоит из двух пилотов.

При создании самолета-амфибии Бе-200 учитывались опыт проектирования и результаты испытаний самого большого реактивного самолета-амфибии А-40 «Альбатрос», на котором установлено 148 мировых рекордов.

Бе-200 может эксплуатироваться с аэродромов класса Б с длиной полосы 1.800 м и водных акваторий длиной не менее 2.300 м при глубине водоема не менее 2,5 м. Самолет способен взлетать и садиться на воду при высоте волны до 1,3 м, при этом специальные меры защиты от коррозии позволяют эксплуатировать самолет в открытом море. В районах с плохо развитой наземной инфраструктурой Бе-200 может базироваться на бетонированной площадке размером 130 х 70 м, оборудованной гидроспуском.

Противопожарный вариант самолета-амфибии Бе-200 предназначен прежде всего для работы в местностях, труднодоступных для наземных средств пожаротушения.

Тушение огня производится при помощи сброса воды или огнегасящих жидкостей. Бе-200 может заправляться водой как на аэродроме, так и непосредственно из водоема. В режиме глиссирования по поверхности воды на скорости 150–190 км/ч Бе-200 способен забирать 12 тонн воды со скоростью около 1 тонны в секунду в восемь баков, расположенных под полом грузовой кабины. За одну заправку топливом самолет способен сбросить 270 тонн огнегасящей жидкости на очаг пожара. Для тушения крупного пожара вода может сбрасываться залпом, а для предотвращения распространения пожара и подавления отдельных очагов огня пилот может программировать последовательность от двух до восьми сбросов.

В грузовой кабине также находятся баки для химических ретардантов общим объемом 1,2 куб. метров, которые используются для повышения эффективности тушения пожара.

Словом, российские оборонщики предлагают действительно уникальные и эффективные способы борьбы с лесными пожарами. К ним проявляют повышенный интерес другие государства, но в родном Отечестве они почему-то спросом у чиновников не пользуются. Что ж, может, это жаркое лето их чему-нибудь научит.

Впрочем, судя по самым последним сообщениям, выводы все-таки сделаны. Глава МЧС России Сергей Шойгу сообщил, что государство дополнительно закупит восемь самолетов Бе-200 для тушения лесных пожаров. Также будут дооборудованы устройствами для пожаротушения воздушные суда Минобороны и МВД.

«Принято решение о закупке и дооснащении всех воздушных судов (Ми-8, Ка-32, Ми-26) Минобороны и МВД выливными устройствами и обучении экипажей на базе МЧС России в работе в очагах пожара», - отметил министр.

Восемь самолетов Бе-200 планируется закупить в течение ближайших двух с половиной лет. Предполагается создать три большие смешанные эскадрильи, в состав которых войдут самолеты Бе-200, на Дальнем Востоке, в Сибири и в центральной части России. Туда же войдут вертолеты Ми-26, Ми-8 и Ка-32.

Министр сообщил, что ориентировочная стоимость самолета Бе-200 на сегодняшний день составляет около 1 млрд. рублей.


Андрей ГАРАВСКИЙ

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
16.08.2021
«Бе» памяти: почему военный самолёт-амфибия потерпел крушение в Турции
20.05.2014
«Мотор Сич» – обнял и задушил
26.08.2011
МАКС-2011: почем нынче самолеты?
05.10.2010
Авиагруппировка МЧС превысит 136 единиц - Сергей Шойгу
04.08.2010
Принято решение о выделении средств на закупку восьми самолетов-амфибий Бе-200
30.08.2007
В России создано оружие, способное остановить гигантское пламя
27 комментариев, отображено с 1 по 11
№0
05.08.2010 23:33
Будьте уверены, ему дороже заколка на своём галстуке.
0
Сообщить
№0
06.08.2010 17:38
Вот для этого и нужны БПЛА. Желательно сетевые.
0
Сообщить
№0
07.08.2010 01:58
"АСП-500 с самолетов гражданской авиации типа Ил-76 и Ан-12"
- это шедевр ;-)

Ну а если серьёзно все кто был на реальных лесных пожарах понимает, тут тысячи тонн за сезон с одного ЛА уйдёт.
Реально такое средство будет эффективно при обнаружении очага возгорания за несколько минут, иногда первых, до его поражения. Это нетривиально. Во всяком случае плотность БПЛА и особенно средства обнаружения должны быть весьма выше текущего уровня. Это необязательно тепловизионные системы.

Прочие системы пожаротушения ещё более затратны, либо требуют серьёзных фундаментальныых поисковых НИР. Мыслится ситуация, когда при слабом воздействии будет происходить перекачка энергии в среде в определённом направлении. Для квантовых объектов наиболее примитивные варианты (квантовые сверхпроводящие системы) доказаны на опыте. Жар во всяком случае сбить можно в десятки раз эффективнее чем водой. Такое НИР будет иметь значение и для прочих областей - сверхэффективные тепловые насосы, не требующие, вдобавок, испарителей и конденсаторов, возможно и стены тогда не нужны будут :-).
0
Сообщить
№0
07.08.2010 23:45
Цитата
Только как использовать авиабомбы с гражданских самолетов: ставить на них пилоны и бомбовые прицелы? Прикольно:)
А что? У американцев беспилотники-"мишени", у нас "противопожарные" бомбардировщики. :-)
0
Сообщить
№0
08.08.2010 01:36
Как раз с уборкой дело проще м.б. В году так 2005 пришла идея некоего огнегасящего состава с наноматериалами. Преимущественно для высокотемпературных пожаров с большим энерговыделением, например, скважинами, разливами с возгоранием нефти(материал помимо огнегасящих свойств обладает термозащитными и сорбционными, агломерированная нефть идёт ко дну и там ассимилируется Природой всего за несколько лет, как удобрение для водорослей), взрывами на газо-нефтепроводах. Ну так вот после выполнения дела остатки либо собираються, либо попросту ассимилируются природной средой - материал инертен. Вы же не будете убирать где-то просыпанную гранитную крошку. Тут то же самое.
0
Сообщить
№0
10.08.2010 01:08
" Но всё же такой жары ещё не было никогда."
Давечи был у ВИП-клиентки, стоят мультисплит-системы, так честно говоря страшно за работу. Недели полторы назад температура на лоджиях поднималась до 47С при 35-37С на улице постоянно. Расчётно же делал на +30-31С при использовании со слов Генподрядчика светоотражающих штор (для сравнения )по СНиПу в Питере +26 и больше не бывает. Обородование работает на износ. Оно никак не рассчитано на обслуживание комфортных +22-24С. По крайней мере один из мультисплитов уже вырубал 10А (номинал нагрузки где-то 7А) автомат (мелкие блоки). Поставили 16А вроде выдержал. Но, думается, компрессор, ежели жить постоянно будут, выдержит не более трёх-четырёх лет, поскольку несмотря на просьбу выставлять 25-26 хотя бы, было 22 на пульте. Так что к году 2014 можно ожидать наплыва поломок, либо до этого раскупят светоотражающие шторы и селективные стеклопакеты для окон.
0
Сообщить
№0
10.08.2010 01:15
Будут вместо дыма при обводнении болот много живности, например комаров. Под Питером болот до сих пор более чем достаточно. Где0нибудь от Токсово и до Ладоги, а уж вдоль её, родимой, болотин сколько хочешь. Нужно Беллонцев туда заводить и дать пообщаться с местными комарами с недельку.

Мне кажется проще укрывать и пусть тлеет в газ идёт горючий, либо добывать гидродобычей с последующие брикеты для населения, далее в пиролизные котлы. Проблему нужно превращать в доход.
0
Сообщить
№0
10.08.2010 12:46
Отец с матерью мной маленьким ехали в 1972 на Украину и оттуда. Горело очень сильно, многим было плохо. Насчёт жары, Вы правы, как-то пришлось Заказчика уговаривать на более мощный кондиционер, так полднял архивы Гидрометцентра за последние лет 50. Наиболее интересны были данные по наиболее жаркой пятидневке. Так вот как раз по этому показателю ничего подобного и близко не было. Разница несколько градусов. Скорее всего связано с активностью Солнца и управлением погодой.
Вообще-то плюсов больше чем минусов, по крайней мере под Санкт-Петербургом хорошо дети отдохнули. В Архангельской области, Тверской - также.
0
Сообщить
№0
10.08.2010 14:21
Клиенты часто просят в ультимативной форме экономить установочные мощности. Стоимость одного кВт от 2 до 5тысяч (как раз в том доме так стоит) Евров будет. Посему приходится рассчитывать в облипочку, согласно ТЗ. Да и жадность не последнее место занимает. Человек покупал квартиру лимона за два евробаксов, а потом экономит тысячи три евро на запасе мощности систем.
Если в коттеджах можно иметь мощность на охлаждение коттеджа в 800м2 всего несколько кВт, то в городе такие финты не проходят - любая дырка в земле требует кипу бумаг, как и разрешение поставить газовый абсорбционник (АБХМ).
За последние лет 10 суммы откатов выросли многократно в долларах и в несколько раз официально. Кроме сего это требует зачастую уйму времени. Помнится когда клиент согласовал за полгода путём обильного смазывания колёс Ленэнерго или чего там ещё, то был несказанно рад. И это имея защищённый проект на руках.

Это один из тормозов российской экономики - в Турции я могу открыть производство какую-нибудь камнерезку за месяц, то в РФ это год-полтора.
Ежели более сложное производств - полтора года ухлопать можно. Посему зачастую выгоднее старое формально существующее предприятие купить, быстро сломать почти всё и под видом ремонта ставить новые цеха без формального изменения техпроцесса или с уменьшением нагрузки. Взятки довершают дело.
0
Сообщить
№0
15.08.2010 20:25
Цитата
Комары, ессно, полезут если торфяники водичкой залить. И неизвестно ещё, что лучше - дымом дышать или малярией болеть
Комаров хватает и без искуственно осушенных торфянников.
Болота в Моск. обл. осушали необдуманно, как бы для добычи торфа и увеличения пахотных площадей. Ни то, ни другое оказалось ненужным, при этом был нарушен баланс экосистемы. Болота в природе существуют не только для комаров - они еще питают истоки рек. Болота препятствуют развитию парникового эффекта. Их, в не меньшей степени, чем леса, можно назвать «лёгкими планеты».

В любом случае, еще несколько дней дыма, я и на малярию и на что угодно соглашусь, только бы он исчез. Вчера и сегодня опять воздух непрозрачный, а неделю назад видимость была 100-150 метров (как в с.т.а.л.к.е.р.е, если поставить дальность прорисовки объектов на минимум) и так почти две недели подряд. Везде - дома, на работе, на реке. Заводы останавливали на несколько дней. Дома снимаешь всю одежду и хочется кожу снять, чтобы она не мокла.
Плюс один - женщины не умеют носить повседневную легкую одежду (не курортную), выдумывают на ходу и ходят почти голые, так что видеоряд не совсем унылый.

Влияние лесных пожаров на здоровье человека.
0
Сообщить
№0
16.08.2010 00:33
---- - клиентам глубоко наплевать на местные сети. Их интересуетс стоимость и сам факт выбивания допмощностей. Суммы превышают стоимость весьма дорогого оборудования, иногда в разы, как в случае с описанным элитным комплексом.
У Заказчика одно дизайнерское освещение по первоначальному проекту более 11 кВт есть должно было. и это менее чем на 200м2. Еле отговорили, когда они узнали, что допмощности им обойдутся в 1,5млн рублей, только тогда согласились.

Другие заказчики посмотрев, что допмощности им в поллимона встанут, либо озадачиваются суммой, либо принимают не самую низкую стоимость за создание мощностей охлаждения, либо идут на дизель.
Можно было бы и стирлинги ставить - но в РФ дорого делать прецизионные цилиндры - дороже чем в Германии. Так не шатко не валко веду переговоры, но скорее всего другое менее затратное изделие выстрелит. Там тригенерация получается - и тепло и холод и электроэнергии 10-40кВт. Получается дешевле за кВт, в т.ч. дешевле 1кВт на подключчение. Хочешь газ, хочешь торфяные брикеты или солому в пиролизном котле.

А если на ИЖС уже есть хотя бы 3кВт, то имеется возможность, ессно без бассейнов и пр., иметь и чисто электрическое отопление в пассивном доме, причём 150-200м2 - обычно внутренних тепловыделений более чем достаточно. Там довольно сложная система энергообеспечения получается с аккумуляторами всего чего только можно, но если цены в РФ будут хотя бы 70% от немецких на газ потребителям, то всё окупается за несколько лет.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 28.03 20:21
  • 424
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 28.03 20:03
  • 2682
Как насчёт юмористического раздела?
  • 28.03 18:33
  • 2
Источник сообщил об успешном применении ВС РФ перспективных "прыгающих мин" в зоне СВО
  • 28.03 16:17
  • 0
Force de Frappe. Франция перебрасывает истребители Rafale в Румынию
  • 28.03 15:34
  • 1
Представлен модуль акустической разведки, находящий беспилотники по звуку
  • 28.03 13:54
  • 5
«Дальность полета возрастет в три раза»: французская компания представила управляемую бомбу Hammer 1000
  • 28.03 10:55
  • 2
Раскрыто назначение трехтонной российской бомбы
  • 28.03 10:12
  • 1
В США вспомнили о советском атомолете
  • 28.03 10:06
  • 62
В США оценили российские Су-34 с УМПК
  • 28.03 10:05
  • 1
Клинцевич рассказал о запускаемых со «Смерча» российских бомбах
  • 27.03 19:52
  • 1
Генпрокурор рассказал, как боевую технику ремонтировали контрафактом
  • 27.03 15:15
  • 454
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 27.03 15:00
  • 10
Глава Ростеха анонсировал возобновление выпуска самолётов радиолокационного обнаружения и управления А-50У
  • 27.03 14:34
  • 8
Александр Михеев: система ПВО С-400 "Триумф" в разы превосходит конкурентов
  • 27.03 14:29
  • 0
Украина начинает экспорт биогаза в ЕС