Войти
Бортовой журнал

Импортозамещение в России: ракеты строить не сыр варить

10603
24
-8
Ракета Р-73
Ракета Р-73 класса "воздух-воздух".
Источник изображения: ТАСС

В последнее время новостные ленты российских СМИ все чаще пестрят сообщениями о небывалом прорыве в импортозамещении. Успехи действительно есть, например, в сельском хозяйстве и животноводстве. Однако, как отмечает ряд экспертов, заменить отечественными аналогами удалось лишь незначительную часть импорта – в основном это касается товаров и услуг, производство которых не требует серьезных денежных вливаний и высокой квалификации сотрудников. А вот, что касается высокотехнологичных отраслей, машиностроения и особенно ракетостроения – достигнуть высоких результатов пока так и не удалось. Особенно это касается военно-промышленного комплекса.


Поэтому в период обострения геополитической обстановки как в регионе, так и мире в оборонной сфере мы остаемся зависимы от стран НАТО, ЕС и что самое удивительное (!), от Украины.


Причем самой уязвимой областью, с точки зрения замещения, стала ракетная техника, российский флот и авиация, которые по-прежнему зависят от украинских комплектующих.


Несмотря на прекращение военно-технического сотрудничества, мы продолжаем закупать у официального Киева малогабаритные турбореактивные двигатели для противокорабельных ракет Х-35Э и тепловые головки самонаведения для ракет ближнего боя Р-73Э, используемые фронтовой авиацией. Над первой уже несколько лет безрезультатно работает НПО «Сатурн». Что же касается ракет Р-73Э, то им на замену решено создать новую ракету ближнего боя, разработкой которой занимается КБ «Вымпел». Ее испытания, в лучшем случае, пройдут в ближайшие года три, а еще через год она может быть принята на вооружение. Поэтому ждать ракет собственного производства стоит не раньше чем через четыре года.


Еще одним печальным событием в реализации программы тотального импортозамещения стал срыв гособоронзаказа от концерна ВКО «Алмаз-Антей» по проекту зенитно-ракетного комплекса морского базирования «Полимент-Редут». По словам начальника Главного управления вооружения генерал-лейтенанта Анатолия Гуляева, концерн не может довести разработку до заявленных технических характеристик, «ракеты валятся на третьей секунде».


Не лучше у нас обстоят дела и с другими комплектующими, поставляющимися в Россию из Украины. Критическое значение для отечественного ВПК имеют двигатели для средних и тяжелых вертолетов Камова и Миля, а также газотурбинные установки, которыми оснащаются все новейшие фрегаты и большие десантные корабли, «строящиеся» в настоящее время на верфях. Но если производство силовых установок для винтокрылых машин, пусть и мелкосерийное, уже развернули в Санкт-Петербурге на заводе им.Климова, то собственные газотурбинные морские двигатели нам еще только предстоит создать.


Но все-таки главная «беда» российской оборонки заключается в отсутствии собственной элементно-компонентной базы (ЭКБ), которая лежит в основе любой современной сложной военной техники. Раньше электроника закупалась в странах ЕС и НАТО, но с введением Западом санкций на поставку в Россию ЭКБ категорий «military» (для использования в военных системах) и «space» (радиационно стойкие комплектующие) наш ОПК оказался в очень сложном положении. Удивительно, но вместо того, чтобы вложить средства в организацию производства на территории России, мы вынуждены втридорога закупать аналоги необходимых элементов в Китае. Это, в свою очередь, ведет к удорожанию конечного продукта оборонной промышленности и потери конкурентоспособности на внешнем рынке.


На сегодняшний день политика «абсолютного и бездумного» импортозамещения уже привела к отказу Вьетнама от покупки российских систем ПВО Панцирь-С1 в пользу более дешевого израильского комплекса «SPYDER». В последующем такой подход в замене импорта отечественными аналогами может стать причиной снижения экспорта вооружения, который, к слову, является второй по доходности статьей в бюджете государства.


Да что там Вьетнам – сам факт того, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев снял запрет на иностранные госзакупки для силовых ведомств, свидетельствует, если не о полном, то частичном уж точно, провале программы импортозамещения. Согласно принятому постановлению, теперь ведомства смогут вновь закупать зарубежные товары, даже если их аналоги производятся в России. А ведь именно за счет госзакупок на плаву держатся большинство предприятий ВПК. Выходит, что отечественные производители вновь останутся не у дел.


Совершенно очевидно, что программа тотального импортозамещения в российском ВПК, принятая нашим руководством, далека от реального положения дел в оборонке и не направлена на замещение чувствительных для военно-промышленного комплекса компонентов, а скорее усугубляет и без того тяжелый экономический кризис.


Яркий пример – замена минских шасси отечественными аналогами. Процесс крайне невыгодный обеим сторонам, как с технической, так и экономической точки зрения. Да и в чем смысл нашей независимости от белорусского МЗКТ, оборонного предприятия нашего ближайшего союзника, когда мы по-прежнему продолжаем сидеть на оборонной игле Украины, Запада и стран НАТО, с которыми якобы не дружим!


Но нет, наша оборонка даже после провальной попытки КАМАЗа создать альтернативу многоосным шасси МЗКТ, на которую, между прочим, ушло 9 лет и миллиарды рублей, не останавливается на достигнутом и вместо несостоявшегося проекта «Платформа О» собирается раскошелиться на новый проект «Компрессор», которым готов заняться все тот же КАМАЗ.


Минские шасси грузоподъемности менее 40 тонн, на которых базируются оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер», реактивные системы залпового огня «Смерч» и «Торнадо», зенитные ракетные системы С-300 и С-400 планируется заменить колесными шасси Брянского автомобильного завода. Такая замена, собственно говоря, выходит в разы дороже, чем купить весь «Минский завод колесных тягочей» на любых условиях у тех же белорусов.


А ведь Лукашенко предлагал за три млрд долларов купить МЗКТ, но нет, нам даром надо. Вот только теперь это «даром» обходится в 9 млрд рублей (это только на модернизации БАЗа), не говоря уже об оплате долгов предприятия и стоимости организации всей линии производства. Арифметика оборонщиков проста – лишь бы не достался Белоруссии кусок нашего пирога.


Складывается впечатление, что импортозамещение, особенно в ВПК, больше походит на распиловку оборонного бюджета, чем на замещение отечественными аналагами критически важных компонентов вооружения, необходимых для обороноспособности всей России.


В общем, можно смело заявить, что наш ВПК как с технической, так и с экономической точки зрения импортозамещение похоже провалил.

Права на данный материал принадлежат Бортовой журнал
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
03.09.2018
Площадка для оружия и пространство для общения
02.12.2016
Свой вместо чужих
18.05.2016
Тертый тягач
13.05.2016
ВПК России не может зависеть от лицемерного союзника в Минске: надо спешить
11.04.2016
Почему Россия хочет лишить белорусский МЗКТ военных заказов
07.04.2016
Белорусский МЗКТ: «свой» или «чужой»?
24 комментария
№1
14.09.2016 05:41
Оброронку надо целиком переводить на отечественные предприятия,а не надеяться на зарганицу.Ракеты Х-35 просто решили заменить на ракеты Калибр,что может и дороже,но к лучшему,потому что само вооружение будет сильнее и универсальнее.О моторах к вертолетам вообще брехня,за исключением того,что ,пока,хромает объем их выпуска,но и в этом есть движения к лучшему.Отношения с Белорусью достаточно сложные и отказ от ее оборудования для армии РФ поддерживаю полностью.Хватит с нас украинской проблемы и второй раз наступать на грабли глупо.
+5
Сообщить
№2
14.09.2016 08:35
Ломать не строить! В 90-е сломали всё быстро. Сейчас строим.
Производство микрокомпонентной базы для космоса в России выросло по итогам 2015 года в два раза, заявил журналистам гендиректор крупнейшей в РФ компании-производителя электронных компонентов — "Российские космические системы" (РКС) — Андрей Тюлин. При этом количество отказов электронной аппаратуры снизилось в два раза", — сказал он.
Не только технологии влияют на развитие промышленности, но безграмотность управленцев, разгильдяйство, безответственность и воровство. В 90-е ворюг бизнесменов и чиновников расплодилось как блох на бездомной собаке. Сейчас, после создания опричнины (Росгвардии) началась активная чистка авгиевых конюшен. Дай Бог помощи на этом поприще. Кстати при Сталине эту категорию граждан не жалели. Не можешь руководить заводом - вали лес.
Кстати Сталин создал уникальную систему управления промышленностью, а именно её оптимизация  шла на уровне государства, а не на уровне отдельных заводов и кооперативов. Если бы эту систему довели до ума, то наша промышленность не имела бы конкурентов во всём мире. Однако после его смерти лысый Никита начал  разваливать эту систему, что закономерно закончилось развалом страны. Не последнюю роль в развале сыграло возобновление богоборчества после смерти Сталина. А внедрять свои технологии, особенно в оборонной отрасли очень необходимо.
+7
Сообщить
№3
14.09.2016 08:42
Что можно сказать, что то делается, но если взять индустриализацию в СССР, то за 11 лет с 1929 по 1940 была создана тяжёлая промышленность, другие отрасли промышленности которые смогли выстоять и победить в Великой Отечественной войне, а теперь посмотрите эффективность работы нашей власти и правительства, можно прямо сказать пшик, одни разговоры, а сейчас в преддверии выборов лозунги. За два года кризиса ни какой "путной" программы по выводу страны из кризиса не создано, прикрылись ДВА ЮРИСТА лозунгом всё только по закону, а законы  дума при предводительстве ер принимает просто плохие, которые не отвечают чаяниям НАРОДА, не двигают прогресс государства, вот вам и провалы в импортозамещающии, ставка на топ-менеджеров полностью провалилась, точнее полностью провалена внутренняя политика, в частности экономика, кадры, идеология, тупизм и бездарность помноженная на вороватость чиновников и олигархов, коррупция.
+5
Сообщить
№4
14.09.2016 08:46
блин немного офтоп
Цитата, q
На счетах семьи Захарченко в швейцарских банках обнаружили 300 миллионов евро
У членов семьи замначальника управления «Т» антикоррупционного главка МВД Дмитрия Захарченко, арестованного по обвинению во взяточничестве, обнаружили несколько счетов в швейцарских банках. Как сообщает «Росбалт» со ссылкой на источник в правоохранительных органах, размер вкладов составляет около 300 миллионов евро.
блин у них еще 130 лямов зелени наличкой изъяли , с одного коррупционера читай поллярда баксов .
не хило так .
кстати была версия что нал у него был на оппозиционную деятельность от спецслужб запада .  
но вот счета за границей эту версию по ходу опровергают .
+6
Сообщить
№5
14.09.2016 09:52
Цитата, просто экспл сообщ. №4
лин у них еще 130 лямов зелени наличкой изъяли , с одного коррупционера читай поллярда баксов .
Ну это вы батенька лишка хватили ))) Кто же вам бабло в Швейцарии отдаст? Те деньги достанутся "демократическому сообществу". Зачем далеко так ходите? Какой там Захарченко? У вице-премьера Шувалова собственность в Лондоне которая управляется трастовым фондом. О чем он сам  заявляет. Вот и выходит, что с микроэлектроникой у нас швах, мы тут рассуждаем о том как поднять промышленность в России, а господин Шувалов строит свое частное счастливое будущее, при этом оставаясь вице-премьером России. О как! Молодец человек - все успевает. И главное у президента нет нареканий! А Захарченко... Захарченко будет сидеть. Ведь он во всех бедах России виноват. Как только смогли распотрошить Нотабанк без Центробанка, уму не постежимо. Но видимо поэтому, они там в правительстве, а мы тут на земле. Ум то там нужен государственный!
+9
Сообщить
№6
14.09.2016 11:08
Цитата, просто экспл сообщ. №4
блин немного офтоп

Я смотрю силовики специфично поняли фразу про "у нас дефицит бюджета", хех. "Я думал дали пистолет и крутись как хочешь".
+1
Сообщить
№7
14.09.2016 12:18
Если мы хотим наверстать Запад в области микроэлектроники, надо эту область экономики поставить на мобилизоционные рельсы. А чтобы население пошло в нее работать - надо профессию микроэлектронщика сделать суперэлитной.
+3
Сообщить
№8
14.09.2016 12:38
Цитата, Олег Бахарев сообщ. №7
А чтобы население пошло в нее работать - надо профессию микроэлектронщика сделать суперэлитной.
Если судить по количеству толковых специалистов моложе 35 лет - она и так суперэлитная. А если судить по среднему уровню зарплат.. Полудохлые предприятия не могут поддерживать высокий уровень зарплат, а живых не много.
+1
Сообщить
№9
14.09.2016 13:10
Цитата, Стальнов И.П. сообщ. №3
Что можно сказать, что то делается, но если взять индустриализацию в СССР, то за 11 лет с 1929 по 1940 была создана тяжёлая промышленность, другие отрасли промышленности которые смогли выстоять и победить в Великой Отечественной войне, а теперь посмотрите эффективность работы нашей власти и правительства
ну так 29-40 власти ограбили Церковь и зажиточные слои населения, а Путину кого предлагаешь грабить ? вех кого можно советская власть за 70 лет по 3-4 раза ограбила. и опять же, Сталин умел лизнуть в нужном месте, американцы ему с удовольствием строили все крупнейшие объекты СССР, от днепргэса и магнитки до ЗИЛа. энергетика полностью выстроена американцами, от проектирования до оборудовния. у Путина нет 8 тысяч тонн золота, что бы заказать такие проекты американцам, все разгараблена высокодуховными коммунистами.
0
Сообщить
№10
14.09.2016 13:34
Статья наполовину высосана из СМИ, авторы не удосужились изучить вопрос

Например это касается Х-35 и ТРДД-50, ОКР «Платформа О», шасси для ЗРК, разработки микроэлектроники класса military.

При такой постановке вопроса обсуждать выводы смысла не имеет.
+2
Сообщить
№11
14.09.2016 14:40
Цитата, Харон сообщ. №2
Цитата, Стальнов И.П. сообщ. №3
кто дверь в Красный уголок не закрыл???
+2
Сообщить
№12
14.09.2016 16:07
Цитата, Akula сообщ. №9
ну так 29-40 власти ограбили Церковь и зажиточные слои населения, а Путину кого предлагаешь грабить ? вех кого можно советская власть за 70 лет по 3-4 раза ограбила. и опять же, Сталин умел лизнуть в нужном месте, американцы ему с удовольствием строили все крупнейшие объекты СССР, от днепргэса и магнитки до ЗИЛа. энергетика полностью выстроена американцами, от проектирования до оборудовния. у Путина нет 8 тысяч тонн золота, что бы заказать такие проекты американцам, все разгараблена высокодуховными коммунистами.
Отрабатывай свои тридцать сребреников на руинах промышленности 80-х годов.
+2
Сообщить
№13
14.09.2016 16:12
Общий смысл статьи -мы ,белорусы ,хорошие ,покупайте у нас ,мы не кинем.
Хотя кое-что ,например АСУ ПВО и РЛС Восток (на замену старичку Тереку)  купить стоило бы .Только лучше лицензии ,а не готовые изделия,так спокойнее .
А Пассаж про Вьетнам вообще непонятен .Вьеты купили Спайдеры потому ,что не хотели импортозамещения или потому что дешевле ? Или были и другие причины ,о которых автор не сказал .
0
Сообщить
№14
14.09.2016 22:25
Вновь всякую пургу пишет этот отставной полковник, родом из Белорусии ... Чиатешь порой, хоть плачь, хоть смейся! Понимаю, его обида гложет, не раз он писал уже про это, что РФ на условиях батьки не хочет МЗКТ выкупать, а усиленно развивает БАЗ, а занчит МЗКТ маячит банкротство, полное.:))
И тут снова дред, после чего сомнения в его компитентности как эксепрДа:
1. ракетные двигатели для Х-35 (хоть с Э, хоть без), как и для Х-55, уже давно (лет 10 точно) делает нам не Мотор-Сич, а Сатурн, это знают все адекватные!
2. ТГСН для Р-73 делались в Полтаве, до лета 2014, но не потому что сами не могли, а типа из братской любви поддерживали на плаву укропский ВПК, типа предлагали так дружить. Итог всем известен. Но у Полтавского завода есть аналог, в Сибири, в Новосибисрке, Приборостроительный завод, где эти и другие головки могли делаться давно, при Союзе и делались, но из-за хохлов завод был полубанкротом состоянии долго, т.к. заказы от МО шли туда, дабы украинцы не обиделись. Сейчас завод в Н-ке ожил, людей в отпуска не пускают, работы не в проворот, т.к. все заказы ушли ВСЕ теперь ему, от родного МО, а не в соседнее гос-во, как раньше.
3. Модернизацию Р-73 ведут не потомучто не могут воспризвести "супер ноу-хау" укры (советские ещё технологии), а потомучто пора уже создать более совершенную УРВВ ближнего боя, с ещё более лучшими ЛТХ.
4. По УР для С-350/Редут согласен, но это вопрос решаемый, украина тут не причем. Алмаз-Антей справиться, просто очень новационные ракеты, и при Союзе были подобны вещи, когда очень долго не могли сделать изделие.
5. По ГТУ для ВМФ ни чего нового, но в Омске уже во всю строят новый цех для их сборки и стенд для испытний изделия там же. Америки тут занудный  белорус не открыл.:)
6. По вертолётам всё нормально, по их двигателям, уже на 100% работает завод в СПБ, новый, покрывает более 50% потребностей ВВС, строят, в Перми кажется, ещё один, закроют потребность на 120%.
7. Ну и как изюминка к торту - плачь Ярославны по МЗКТ конечно!:)))) Ч.Т.Д.!:))
У меня ощущение, после многих прочтений опусов этого запасника на его сайте, что он на з.п. у батьки, уж больно он по..пу рвёт за Минск, проживая сам в РФ.
+5
Сообщить
№15
Скрыто, низкий рейтинг.
№16
15.09.2016 02:25
да кому вы нужны одичалые , вы не можете ничего чего не может Россия , и это уже видно , так что готовьтесь растить рапс на землях принадлежащих монсанто .
+3
Сообщить
№17
15.09.2016 07:41
Цитата, Хулио Петрович сообщ. №15
Вот, оказывается, как... Соседа, как и врага, надо уважать!
Вам платили за базу ВМФ, платили за продукцию ВПК,
платили за транзит газа, денег в долг давали.
Ху.... Вам ещё надо было???  Хотите в НАТО???

Получите-распишитесь...
+7
Сообщить
№18
15.09.2016 08:21
Цитата, Павел 1978 сообщ. №17
Вам ещё надо было???
Хотели что-б вообще можно было сесть на шею, как при Союзе, но при этом быть незалежными, дабы потешить гонор нациков.
+3
Сообщить
№19
15.09.2016 09:49
Цитата, Хулио Петрович сообщ. №15
Украина УЖЕ ДАВНО и очень хорошо отработанно ПРОИЗВОДИТ то, что Россия ЕЩЁ НЕ СКОРО спроектирует!
укра поризводит то, что было спроектированно ещё в СССР, или модернизацию того же, что было разработанно в Союзе. Никаких особых разработок полсе 91-го, полностью её проектов и ей же реализованных, у неё нет! ну разве что исключая семейство Ан-140/148/158:))
+2
Сообщить
№20
15.09.2016 14:07
+ за инфу о ГСН, ну и поправлю:
Цитата, старик сообщ. №14
4. По УР для С-350/Редут согласен, но это вопрос решаемый, украина тут не причем. Алмаз-Антей справиться, просто очень новационные ракеты, и при Союзе были подобны вещи, когда очень долго не могли сделать изделие.
Там дело не в ракете, дело в использовании головного в качестве испытательного стенда для нового комплекса, на отдельный стенд для отработки всех компонентов разработчик решил себя не утруждать.

Цитата, старик сообщ. №14
5. По ГТУ для ВМФ ни чего нового, но в Омске уже во всю строят новый цех для их сборки и стенд для испытний изделия там же. Америки тут занудный  белорус не открыл.:).
В Рыбинске стенд, по сообщениям уже готов. На счет нового цеха в Омске вы кажется погорячились, Омск занимается "одноразовыми" ТРДД для пункта 1.

Цитата, старик сообщ. №14
6. По вертолётам всё нормально, по их двигателям, уже на 100% работает завод в СПБ, новый, покрывает более 50% потребностей ВВС, строят, в Перми кажется, ещё один, закроют потребность на 120%
Не все нормально, опытная партия только на испытаниях, хотя по срокам уже года 2 как должны нарастить промышленную партию, но прогресс есть.
Пермь ничего нового не строит, ПМЗ собирается организовать выпуск отдельных узлов для ВК-2500, убрав часть нагрузки с будующей промышленной серии с Питера.
+2
Сообщить
№21
06.04.2017 10:39
По микроэлектронике читайте тут: https://habrahabr.ru/post/156049/
0
Сообщить
№22
06.04.2017 11:57
Цитата, Олег Бахарев сообщ. №7
А чтобы население пошло в нее работать

для начала, надо такое население обучить и воспитать. А чтобы оно потом не уехало в Кремниевую долину работать, надо создать конкурентные условия. Вот только беда - бабла сразу и на лабутены, и на достойную зарплату супер-специалистов не хватит.
0
Сообщить
№23
07.04.2017 08:49
Если приоритет для ВВП это Рублевка и пьянки ее жителей,то ничего не будет,кроме 90-х ,застоя на их уровне и гниения
+1
Сообщить
№24
07.04.2017 13:44
Цитата, VK сообщ. №22
А чтобы оно потом не уехало в Кремниевую долину работать, надо создать конкурентные условия.
А может не "конкурентные", а рабочие. Тут как бы цель была создание новой продукции, так причем тут "конкуренция"? Может лучше кооперация?
+1
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 18.04 09:59
  • 2
Следующий пуск тяжелой "Ангары" с космодрома Восточный состоится в 2027 году - Борисов
  • 18.04 08:34
  • 1
Критический момент. Шансы Украины вернуть инициативу стремятся к нулю (The Wall Street Journal, США)
  • 18.04 08:19
  • 880
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 18.04 08:01
  • 87
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 18.04 05:12
  • 1
Разработчик анонсировал поступление в зону СВО трех бункеров-укрытий для личного состава
  • 18.04 02:38
  • 1
Названа особенность украинских «шаров-террористов»
  • 18.04 01:17
  • 1
Совфед одобрил закон о доступе федерального казначейства к системе гособоронзаказа
  • 17.04 21:15
  • 2700
Как насчёт юмористического раздела?
  • 17.04 17:06
  • 39
Роботы Boston Dynamics научились паркуру: видео впечатляет!
  • 17.04 16:09
  • 208
МО РФ: точность РСЗО "Торнадо-С" при использовании современных боеприпасов достигает 100%
  • 17.04 16:04
  • 73
Членство в НАТО в обмен на территорию. Зачем Армения проводит военные учения с США
  • 17.04 15:21
  • 1
ВМС США развертывают наземную подвижную пусковую установку ракет SM-6
  • 17.04 15:18
  • 0
«Коалиция бронетанковых возможностей» – это ползучая интервенция НАТО
  • 17.04 09:13
  • 2
Почему Израилю нужна полномасштабная война на Ближнем Востоке
  • 17.04 02:42
  • 1
Алаудинова назначили замглавы ГУ по военно-политической работе Минобороны