Войти

Рельсотрон Арцимовича

5732
12
+1
Испытания рельсотрона
Испытания рельсотрона в Объединенном институте высоких температур РАН.
Источник изображения: Сергей Савостьянов/ТАСС

В России испытали уникальную пушку

Испытания уникального устройства - рельсотрона - вчера были проведены в Шатурском филиале Объединенного института высоких температур РАН. Это электромагнитная пушка выстрелила снарядом весом в 2 грамма, придав ему скорость 3,2 км/с. А в принципе она способна разогнать снаряд массой до 100 грамм до первой космической скорости - 8 км/с и даже превысить ее.

По словам директора института, президента РАН Владимир Фортов, у такой пушки несколько сфер применения. Например, исследовать поведение вещества при экстремально высоких температурах и давлении и понять, как устроена Вселенная. Еще одна сфера - защита от космической угрозы и прежде всего астероидов и комет, а также от космического мусора. Кроме того, рельсотрон может применяться для вывода спутников на орбиту Земли.



Президент РАН отметил, что академия занимается только "физическими вопросами", исследуя механику разрушений, что имеет применение в фундаментальной науке.

Но надо напомнить, что рельстроны являются базой для создания принципиально новых систем вооружения, над ними работают крупнейшие компании мира. Так, в США в 2005 году стартовала программа по созданию такого оружия. В СМИ периодически сообщается про испытания, а к 2020 году планируется поставить их на вооружение американской армии.


Испытания рельсотрона в Объединенном институте высоких температур РАН
Источник: Сергей Савостьянов/ТАСС

Что же такое рельсотрон? Кстати, именно так в конце 50-х годов советский физик Лев Арцимовичем назвал "электродинамический магнитный ускоритель массы". Он напоминает орудийный ствол, внутри которого расположены два длинных электрода или рельса. Ствол должен выдержать огромные нагрузки: давление более 1000 атмосфер, температуру 20-30 тысяч градусов. Между рельсами с помощью мощного электромагнитного поля и разгоняется снаряд. Сила электрического разряда превышает энергию молнии более чем в 100 раз.


Испытания рельсотрона в Объединенном институте высоких температур РАН
Источник: Сергей Савостьянов/ТАСС

Вылетающий с огромной скоростью снаряд способен пробивать любую броню. Ему нет преград. Он способен попадать в цель на расстоянии до 400 километров, что примерно в 10 раз превышает дистанцию стрельбы традиционными корабельными орудиями. Кроме того, снаряды не содержат в себе взрывчатки, что позволит сделать новые корабли более безопасными за счёт сокращения количества находящихся на них взрывчатых веществ. Стоимость выстрела значительно ниже, чем из аналогичной по дальности ракеты, выпущенной из корабельного орудия.


Испытания рельсотрона в Объединенном институте высоких температур РАН
Источник: Сергей Савостьянов/ТАСС

Казалось бы, достоинства "рельсотрона" столь очевидны, что его надо срочно ставить на вооружение. И, тем не менее, многие специалисты сомневаются в эффективности этого "чудо-оружия". Во всяком случае, они уверены, что потребуется минимум десяток лет и сотни миллионов долларов, чтобы реально выпустить его в боевые условия. Словом, не случайно от идеи до нынешних испытаний рельсотрона прошло 100 лет. Считается, что первыми выдвинули идею электромагнитной пушки французские инженеры Фашон и Виллепле еще в 1916 году. Но дальше модели "пушки" дело не пошло, поскольку для того времени разработки казались слишком фантастическими. Систематические научные работы по созданию принципиально новых электродинамических ускорителей массы начались в мире в 50-х годах XX века.


Юрий Медведев

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
21.12.2020
Каким будет лазерное оружие в России и в мире
18.11.2020
Отключающий импульс
29.01.2020
Горбачев использовал переговоры по ядерному разоружению для дискредитации военного руководства
09.06.2015
Туманное будущее нового поколения российской военной техники. Часть 2
17.03.2011
Новое оружие России: Рельсотрон Арцимовича
26.06.2007
БУРЖЕВЫЕ ИГРЫ
12 комментариев
№1
14.07.2016 13:04
Хвастаемся нашим же достижением середины 80-х:
"В середине 1980-х советскими учеными был создан прототип рельсотрона. Скорость снаряда, изготовленного из пластмассы, по размерам сравнимого с бутылочной пробкой, достигала 35,8 тыс. км/ч, он пробивал 3 слоя дюралюминия толщиной 4 см."
Тот же пластиковый "снаряд" массой несколько граммов, те же дюралевые цели. Правда тех скоростей повторить уже не можем.
Но выборы же на носу, "партии власти" пиариться пора...
+9
Сообщить
№2
14.07.2016 13:41
Цитата, q
Хвастаемся нашим же достижением середины 80-х:

судя по внешнему облику и облупившейся краски материальной части, это оно и есть..
+9
Сообщить
№3
14.07.2016 13:59
Цитата, q
судя по внешнему облику и облупившейся краски материальной части, это оно и есть..
Конечно. А зачем для фундаментальных исследований обновлять мат. базу, если и с тем что есть можно эффективно проводить опыты? Всем же понятно, что реально "эти пушки" никто и никуда  ни строить ни устанавливать не будет? Он же чётко сказал:
Цитата, q
академия занимается только "физическими вопросами", исследуя механику разрушений, что имеет применение в фундаментальной науке.
0
Сообщить
№4
14.07.2016 14:20
Никого не хочу обидеть.
Печально, но из предыдущих комментариев складывается впечатление, что лозунг "РЕЛЬСОТРОН -- ОРУЖИЕ БУДУЩЕГО" следует читать как "Лохотрон - оружие настоящего".
+2
Сообщить
№5
14.07.2016 14:52
Цитата, q
Печально, но из предыдущих комментариев складывается впечатление, что лозунг "РЕЛЬСОТРОН -- ОРУЖИЕ БУДУЩЕГО" следует читать как "Лохотрон - оружие настоящего".
Есть другое мнение? (объективное)
0
Сообщить
№6
14.07.2016 15:01
Виктор Сергеевич
Цитата, q
Хвастаемся нашим же достижением середины 80-х:
Полностью с вами согласен, но    
Цитата, q
Но выборы же на носу, "партии власти" пиариться пора...
Как ? И вообще зачем  вы притянули партию власти к этой статье ???

Здесь в заблуждение   вводит своих читателей журналист - Юрий Медведев !
-1
Сообщить
№7
14.07.2016 15:10
Цитата, q
Здесь в заблуждение   вводит своих читателей журналист - Юрий Медведев !

А в чем заблуждение то? Он вроде написал, что мол "в РАН в "теме", с "рельсотронами" работают, давно, тихо, спокойно, двигаем науку, наука двигается, медленно, изучаем теорию, энергетика нереально-чумовая, до реальных пушек далеко, так как как и где их применять не понятно" и т.д. Разве не так?
+2
Сообщить
№8
14.07.2016 15:16
Цитата, mrakjohn сообщ. №6
зачем  вы притянули партию власти к этой статье ???Здесь в заблуждение   вводит своих читателей журналист - Юрий Медведев !
который напечатал эту статью в "Российской газете" - газете Правительства РФ. И главный редактор правительственной газеты, конечно, остался в стороне от предвыборной компании его шефа - председателя Правительства РФ и по совместительству председателя партии "Единая Россия" Д. Медведева.
Ага... Вот сейчас пол-литра выпью и сам с этим соглашусь...
Цитата, mrakjohn сообщ. №6
Виктор Сергеевич
Я - Виктор Алексеевич. Цитаты (выделение) из комментариев легче копировать кнопкой "двойная кавычка" слева от надписи "Сообщить модератору". Тогда копируется и имя комментатора, и номер комментария.
+2
Сообщить
№9
14.07.2016 15:26
Цитата, q
Ага... Вот сейчас пол-литра выпью и сам с этим соглашусь...
Еще не забудьте "проверить реактор домашний и покормить медведя" © ))))
+2
Сообщить
№10
14.07.2016 15:28
Цитата, Лекс сообщ. №4
Никого не хочу обидеть... следует читать как "Лохотрон - оружие настоящего".
А вы никого и не обидели. Я, например, примерно это и хотел сказать: эта статья - предвыборное "лечилово" электората. Мол, не обращайте внимания на успехи "партнёров", мы тоже работаем, всё хорошо, голосуйте за нас.
Точно такое же "лечилово" было в 2008 году на выборах Медведева президентом: тогда Медведев с Путиным сидели в кабине Ту-204 и спрашивали у представителя завода - изготовителя: "А всё ли в этом новом самолёте наше, российское?" И представитель подтверждал: "Всё наше, всё сами производим". И сколько Ту-204 произведено с 2008 года? Кошкины слёзы.
Сейчас вот рельсотрон: амеры уже и снарядами пуляют и даже управляемые снаряды для него разработали, а нас всё "лечат" 2-хграммовыми пульками из 80-х годов.
+4
Сообщить
№11
14.07.2016 15:31
Цитата, q
А в чем заблуждение то? Он вроде написал, что мол "в РАН в "теме", с "рельсотронами" работают, давно,
Дмитрий- Нет. Это сказали вы!
А Юрий Медведев сказал
Цитата, q
Систематические научные работы по созданию принципиально новых электродинамических ускорителей массы начались в мире в 50-х годах
В  МИРЕ .
А заблуждение в том, что у читателей  незнающих данную тему складывается впечатление: Будто это первое испытание Российского рельсотрона и не слова о том что рельсотрон был собран в 80-х и стрелял уже не раз.
0
Сообщить
№12
14.07.2016 23:19
Цитата, q
Систематические научные работы по созданию принципиально новых электродинамических ускорителей массы начались в мире в 50-х годах
Первое сообщение Арцимовича о испытаниях рельсотрона в 50-х годах, это публикация 1958 года.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 24.04 08:44
  • 7
В США показали испытания беспилотной подлодки на видео
  • 24.04 08:39
  • 5
"Вампиры" против "Гераней" на Украине
  • 24.04 08:31
  • 993
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 24.04 07:39
  • 1
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 24.04 05:48
  • 1
Подоляк считает, что третья мировая война уже началась
  • 24.04 05:24
  • 209
МО РФ: точность РСЗО "Торнадо-С" при использовании современных боеприпасов достигает 100%
  • 24.04 01:47
  • 1
Автономный подводный аппарат «Акула-призрак» для ВМС Австралии
  • 23.04 20:46
  • 0
Professional Truck Driving School In Fontana, CA
  • 23.04 19:11
  • 1
Применение аэрозольной завесы российской армией обеспечило результативное продвижение в Белогоровке
  • 23.04 16:49
  • 19
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 23.04 13:01
  • 2705
Как насчёт юмористического раздела?
  • 23.04 00:32
  • 114
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 22.04 14:32
  • 0
План «Орша»: В Сувалкском коридоре стартовали польско-литовские учения
  • 22.04 11:44
  • 24
Национальная политика и миграция
  • 22.04 04:46
  • 18
Американский эксперт: Военный конфликт на Украине показал необходимость создания танков нового поколения