Войти

Советское чудо-оружие: подлодка, вызывавшая страх в НАТО (The National Interest, США)

4796
9
+4
АПЛ Лира
Атомная подводная лодка проекта 705К (Лира).
Источник изображения: http://flotproekt.ru/

Она была способна обгонять торпеды. Она могла погружаться на рекордную глубину. Но не оказалась ли эта советская суперподлодка просто неудачным проектом?

Советский Союз начал холодную войну, значительно отставая от Соединенных Штатов в области технологий, связанных со строительством подводных лодок. В конце Второй мировой войны Советы получили в свое распоряжение несколько наиболее современных немецких субмарин, однако Соединенные Штаты накопили значительный опыт в области подводных лодок, а также борьбы с ними в ходе войны в Тихом океана и войны в Атлантике. С учетом других технологических преимуществ, Соединенные Штаты в первые два десятилетия холодной войны обладали значительным превосходством в области технологий, связанных с созданием подводных лодок (особенно ядерных).

Советские подводные лодки отставали от западных, в частности, в том, что касается малозаметности и надежности. После завершения строительства некоторого количества первых моделей, Советы решили создать комбинацию из грубой силы и исключительно рискованных высоких технологий.

Связанная с грубой силой часть означала строительство подводной лодки, способной передвигаться быстрее и погружаться глубже, чем любая западная подлодка. Что касается части, связанной с высокими технологиями, то речь шла об инновационном дизайне корпуса, дизайне реактора и использовании новых материалов. Результатом этой работы стала проект 705 "Лира" (в НАТО этот тип подлодок получил название "Alfa"), и подлодки этого класса Запад рассматривал как серьезную, хотя и непродолжительную, угрозу для своего господствующего положения под водой.

Отправная точка

С помощью подводных лодок класса "Лира" Советы намеревались достичь двух целей. Во-первых, они хотели производить оружие, способное изменить характер войны на море в Северной Атлантике и в Арктике, оружие, которое могло бы угрожать подавляющему преимуществу в надводных кораблях военно-морского флота стран НАТО. В отличие от своих западных коллег, предпочитавших многоцелевые платформы, советские подлодки были предназначены для выполнения одной миссии - высокоскоростного "перехвата" надводных эскадр НАТО, особенно авианосных ударных соединений.

Во-вторых, запустить процесс технологического развития и производить инновации, которые могли быть использованы при строительстве следующих типов подводных лодок, хотя и не сразу. Побочная третья цель состояла в том, чтобы заставить НАТО потратить деньги и время на адаптацию к той угрозе, которую будут представлять собой "Лиры".

Подводные лодки класса "Лира" отвечали второму критерию. Основываясь на промежуточной модели (подводные лодки проекта К-162 - "Papa" по классификации НАТО - с крылатыми ракетами на борту), "Лиры" имели титановый корпус для того, чтобы получить качества, необходимые для высоких скоростей и экстремальных глубин. Для того чтобы команда подлодки была немногочисленной, на "Лирах" использовалась современные способы автоматизации основных систем управления, и подобное решение усиливало скорость боевого реагирования команды, хотя в результате ремонтные работы и обслуживание в море становилось исключительно сложным.

Для достижения высокой скорости "Альфы" использовался удивительный инновационный тип быстрого реактора с жидкометаллическим теплоносителем (сплав свинца). Это позволяло получить огромное количество мощности в компактном пространстве. Однако подобный вариант создавал значительные проблемы в обслуживании, и лишь немногие из них могли быть решены командой в открытом море. На самом деле, даже в портах Советы испытывали сложности с тем, чтобы поддерживать "Альфы" в рабочем состоянии.

Основные характеристики

"Лиры" были способны делать такие вещи, которые не могли повторить подлодки других классов (за исключением субмарин К-222) и не могут этого сделать до сих пор. После погружения они были способны двигаться со скоростью 41 узел (и могли достичь этой скорости с поразительным ускорением). Глубина их погружения доходила до 700 метров, то есть они могли погружаться на значительно большую глубину, чем подводные лодки НАТО того времени, а также современные.

Скорость движения и глубина погружения "Лиры" позволяли ей уклоняться от большинства существовавших в то время торпед НАТО, хотя в боевых условиях подобные возможности затрудняли выход на позицию атаки. Кроме того, из-за своего небольшого размера "Лиры" имели на своем борту меньший арсенал вооружений, чем большинство других советских лодок - в разных сочетаниях это был набор из 18 или 21 торпеды и крылатых ракет. Тем не менее, подобный арсенал позволял нанести серьезный ущерб морской группировке НАТО, у которой не было средств для эффективного ответа.

"Лиры" не были особенно тихими, особенно когда они набирали высокую скорость. Однако способность погружаться на большую глубину наделяла их некоторыми качествами малозаметности, которые находились в зависимости от состояния океана. Более важно то, что они обладали высокой скоростью и погружались на большую глубину, чем существовавшие субмарины НАТО, что затрудняло их обнаружение и уничтожение.

Реакция

Как было в случае с МиГ-25 и с другими советскими видами "супероружия", в НАТО очень серьезно относились к угрозам со стороны "Лиры". Существовавшие в то время торпеды и другие виды противолодочного оружия столкнулись бы со сложностями в попытке перехватить "Лиру", или вынуждены были бы погрузиться достаточно глубоко для того, чтобы их уничтожить. Возможно, имела место настоящая паника, или угроза со стороны "Лир" была просто использована для стимулирования инноваций и финансирования, но, в любом случае, американские военно-морские силы и британский Королевский военно-морской флот начали реализовывать срочные программы по разработке датчиков для обнаружения "Лир", а также вооружений, способных их уничтожить.

Результатом этих усилий стало появление некоторых видов оружия, в том числе торпеды Mark 48 ADCAP, которая, по имеющимся данным, способна двигаться со скоростью 63 узла. Королевский военно-морской флот разработал похожую торпеду, получившую название "Spearfish" (Меч-рыба). Соединенные Штаты также стали разрабатывать сверхзвуковую ракетную систему, которая должна была доставить торпеду или глубинный ядерный заряд на расстояние до сотни миль. Соединенные Штаты прекратили работы по программе Sea Lance (Морское копье) в конце холодной войны, то есть примерно в то же время, когда подлодки класса "Лира" были сняты с вооружения.

Проблемы

СССР заплатил высокую цену за подобные показатели. Получившие прозвище "золотые рыбки", подлодки "Лира" стали обременительными даже для значительного советского бюджета, предусмотренного для строительства и эксплуатации подводного флота. Кроме того, эти лодки, в целом, оказались ненадежными в эксплуатации и требовали дорогостоящих и сложных работ по обслуживанию. В советских портах часто не хватало подготовленных кадров и оборудования, необходимых для поддержания "Лир" в рабочем состоянии. В отличие от большинства своих проектов времен холодной войны, СССР построил всего семь подводных лодок класса "Лира", и при этом одна из них была, скорее, прототипом, чем готовым к использованию образцом. Эта первая подлодка была утилизирована в 1974 году после того, как была подтверждена правильность предложенной концепции.

В конце холодной войны Российская Федерация с трудом пыталась справиться с огромным оборонным бюджетом Советского Союза. Такие сверхдорогие корабли как "Лира" просто не вошли в число финансируемых проектов, и, кроме того, эти лодки не приняли участие в значительном количестве операций, достаточных для того, чтобы оправдать их содержание. Поэтому Российская Федерация сразу после окончания холодной войны отказалась от их эксплуатации. К середине 1990-х годов все лодки этого класса были выведены из состава флота и утилизированы.

Наследие

Тем не менее Советы многому научились в процессе эксплуатации "Лир", и они пришли к важному выводу о том, что комбинация целой серии инновационных технологий часто приводит к тому, что корабль получается ненадежным. Подводные лодки класса "Барракуда" ("Sierra" по обозначению НАТО) позаимствовали некоторые характеристики "Лир", в том числе титановый корпус, однако показатели были снижены до того уровня, который делал работы по ремонту и обслуживанию более простыми. "Барракуды" были значительно менее шумными, чем "Лиры", и они были способны проводить более разнообразные операции. На ударных подводных лодках класса "Щука" ("Akula" по обозначению НАТО) использовались многие варианты автоматизации, впервые примененные на "Лирах", что позволяло иметь на борту относительно небольшой экипаж, учитывая их размеры.

В последние годы появились различные сообщения о том, что Россия, возможно, пытается возродить некоторые характеристики "Лиры" на новом классе подводных лодок, и при этом будут использоваться новые технологии для решения тех проблем, которые возникали в процессе их эксплуатации. Как и в случае с "Щуками", некоторые технические нововведения, разработанные для "Лир", использовались при строительстве многофункциональных лодок проекта "Ясень", но это совершенно другие подводные корабли. Новый класс меньших по водоизмещению подлодок может стать дополнением к более крупным и дорогим "Ясеням", и они будут выполнять те же функции "перехватчиков", что и "Лиры".

Однако Россия формулирует большое количество планов по разработке и строительству уникальных видов вооружений, и многие из них весьма впечатляюще выглядят на бумаге. Будет ли когда-нибудь наследница "Лиры" принята на вооружение (особенно с параметрами, сравнимыми с первоначальным классом) - это вопрос остается открытым. Российская промышленность по производству подводных лодок избежала серьезных последствий от коллапса Советского союза, и она оказалась в более здоровом состоянии, чем большая часть судостроительной промышленности, но, тем не менее она продолжает оставаться значительно меньшей по размеру, если сравнивать с пиком холодной войны.

Более того, российский оборонный бюджет продолжает находиться под давлением из-за сжимающейся российской экономики. СССР и Россия сделали проект "Лира" приоритетным еще до окончания холодной войны, а лодка со схожими характеристиками (и, вероятно, схожей ценой, по крайней мере, на начальном этапе) будет вынуждена соперничать с другими, значительно более важными оборонными приоритетами.


Роберт Фарли (Robert Farley) часто публикует свои статьи на страницах журнала National Interest; его перу принадлежит "Книга о линейном корабле" (The Battleship Book). Кроме того, он является преподавателем Школы дипломатии и международной торговли Паттерсона (Patterson School of Diplomacy).

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ВПК.name
  • В новости упоминаются
Похожие новости
15.03.2021
Зоркий глаз, острый сучок
06.01.2021
Советское чудо-оружие: подлодка, вызывавшая страх в НАТО (The National Interest, США)
17.07.2020
Военный флот уходит в будущее
04.04.2016
Отечественные подводники обрели бесценный опыт, оплаченный кровью
25.03.2015
Догнать и перегнать СССР
31.01.2011
Владычицы глубин
9 комментариев
№1
30.06.2016 06:46
Цитата, q
Она была способна обгонять торпеды. Она могла погружаться на рекордную глубину. Но не оказалась ли эта советская суперподлодка просто неудачным проектом?
Проект Лира - обогнал своё время.
+2
Сообщить
№2
30.06.2016 12:15
Цитата, q
Глубина их погружения доходила до 700 метров,
Странно что многие источники более 450 метров не озвучивают.

Цитата, q
Поэтому Российская Федерация сразу после окончания холодной войны отказалась от их эксплуатации. К середине 1990-х годов все лодки этого класса были выведены из состава флота и утилизированы.
Списал все эти лодки ещё СССР в 89-м - 90-м годах.  А РФ списала последнюю в 96-м.
Так что "обогнавшие время" обогнали заодно и здравый смысл. Так что до списания они служили в среднем всего чуть больше 10 лет(раза в 3 меньше стандартного).

NI пофиг что РФ что СССР. Но разница тут большая.

И не зря её тоже называли "золотой рыбкой". Ключевое слово - ЗОЛОТАЯ.
0
Сообщить
№3
30.06.2016 19:49
Да, возрождать концепцию "перехватчиков" однозначно нужно. Самая востребования концепция для достижения превосходства на морском театре для России.
Только теперь нужно добавить новую информационную систему и внешнее целеуказание. Теперь это вполне возможно.
0
Сообщить
№4
01.07.2016 11:07
Цитата, madmat сообщ. №2
Так что "обогнавшие время" обогнали заодно и здравый смысл.
но ведь хорошо когда:
Цитата, q
Скорость движения и глубина погружения "Лиры" позволяли ей уклоняться от большинства существовавших в то время торпед НАТО
но - дорого...
0
Сообщить
№5
01.07.2016 12:12
Цитата, Павел 1978 сообщ. №4
но ведь хорошо когда:
Цитата, q

    Скорость движения и глубина погружения "Лиры" позволяли ей уклоняться от большинства существовавших в то время торпед НАТО

но - дорого...
Вопрос в целесообразности. Можно купить сверхдорогой пылесос за 200 000 рубликов при своей средней зарплате. Но при этом ты будешь нищим обладателей шикарного пылесоса(да и пылесосы оказался не шикарным, коль после 10 лет их стали массово списывать).

Я вот на 100% уверен что такую глупость(покупку сверх дорогого пысесоса) себе никто из висхищающихся не позволит(здравый смысл и жадность возьмут верх). А тут можно... Ну и результат соответствующий... При этом те же люди будут тыкать пальцем в Зульта и нервно хихикать ))).

Ну а если разговор о просто рекорде и неимеющейаналогов то да. Истинно уникальная лодка. Хотя и рекорд "Анчара" не побила зато такая скорость при таких габаритах. Смело рекор можно записать в книгу рекордов! Тут возражений нет.

Цитата, Павел 1978 сообщ. №4
но - дорого...
Понимаете, оружие(как и армия) это не вещь в себе. Самое никчёмное оружие это оружие сделанное ради .... оружия. Оружие должно защищать страну. И если на деньги, на которые можно было построить дюжину работоспособных обычных подлодок построили 7 с ограниченным применением, то результат отрицательный.

... и этот результат был сразу после списания почти всей серии Лир.
+2
Сообщить
№6
01.07.2016 12:26
Цитата, madmat сообщ. №5
Оружие должно защищать страну.
это всё понятно...
лучше - враг хорошего и т.д.

но ведь такая лодка давала преимущество в бою,
а именно это одна из задач конструкторов ...

Цитата, madmat сообщ. №5
Вопрос в целесообразности.
тут тоже не так всё просто...
вот спутник запустили... вроде толку никакого...
пикающий шарик и всё...
столько денег вбухали...

а сейчас куда мы без спутников???
так можно весь прогресс остановить...

не все бонусы очевидны сразу.
многое становится понятно только после
многлетнего использования и после опыта обслуживания
0
Сообщить
№7
01.07.2016 12:39
Цитата, Павел 1978 сообщ. №6
но ведь такая лодка давала преимущество в бою,
а именно это одна из задач конструкторов ...
ну я не адмирал и не конструктор. По мне так преимущества есть небольшие. А недостатки огромны - шумность, капризность реактора, ГИГАНТСКАЯ дороговизна. Если верить советским данным(тут уж дело вкуса) одна такая лодка в 2300т была дороже "батона" проекта 949A в 20 000т с 24 противокорабельными ракетами Гранит. Вы меня извините, но люди которые обвиняли Сердюкова в растрате гос средств должны требовать инициаторов данного попила к посадке на кол!
И, кстати, Скорость да. 41 узел против 32 у тех же Лосей это преимущество. Согласитесь не кардинальное но есть. Но вот что с глубиной погружения? Современные источники дают 320-450 метров. И это у титанового корпуса. Против 300-450 у Лосей. Тут разница минимальна. Может 700 метров это экстремальная глубина? На которой вести боевые действия невозможно? Я, если честно, не знаю.

Цитата, Павел 1978 сообщ. №6
тут тоже не так всё просто...
вот спутник запустили... вроде толку никакого...
Ну Вы сравнили.... если бы Лира была бы ПЕРВОЙ подлодкой атомной это бы имело значение. Но она была уже 1ХХ какой-то!.
Тут смысл именно не в демонстрации флага на луне, не в пиканье спутника и не в полёте Райтов. Тут смысл в боевом применении! А иначе можно было и прыгающую лодку сделать. Вбухать миллиард и через год списать... )))

Цитата, Павел 1978 сообщ. №6
так можно весь прогресс остановить...
не все бонусы очевидны сразу.
Ну тогда ещё раз повторю что Сердюков был 1000 раз прав. Именно он прогресс и не останавливал ))) Хотя это уже другой разговор.

Цитата, Павел 1978 сообщ. №6
не все бонусы очевидны сразу.
многое становится понятно только после
многлетнего использования и после опыта обслуживания
Ну так и я про это. Получилась уникальная неимеющаяаналогов но при этом малобоеспособная, капризная и дорогая лодка. Именно основываясь на опыте обслуживания(чужого) я это и говорю.

Если советские усточники не врут то ценник лодки Лира больше чем ценник 949А уже даёт однозначный ответ.
0
Сообщить
№8
01.07.2016 15:33
Цитата, q
Скорость да. 41 узел против 32 у тех же Лосей это
madmat,  жаль нет здесь mina, он говорил по собственному опыту, что Лоси давали скорость за 38 узл. Си Вульф развил больше 40 узл.

Так что ничего необычного.
-1
Сообщить
№9
01.07.2016 15:43
Цитата, Корректор сообщ. №3
Да, возрождать концепцию "перехватчиков" однозначно нужно. Самая востребования концепция для достижения превосходства на морском театре для России.
Надо делать беспилотный подводный охотник, аналогично концепции БПЛА что обсуждали в теме о противодействии "топорам". Для узкоспециализированного средства - самое то!
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 19.04 21:27
  • 918
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 19.04 21:13
  • 2703
Как насчёт юмористического раздела?
  • 19.04 19:48
  • 104
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 19.04 16:43
  • 0
«Новая Америка». Как западные корпорации осваивают земли «незалежных» индейцев
  • 19.04 16:35
  • 111
В России запустили производство 20 самолетов Ту-214
  • 19.04 16:24
  • 117
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 19.04 12:18
  • 17
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 19.04 11:50
  • 13
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью - Интервью ТАСС
  • 19.04 11:40
  • 1
Новый участник в битве за Арктику
  • 18.04 19:22
  • 18
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 18.04 18:25
  • 12
Британская ПВО может и не выдержать первого удара России (The Telegraph UK, Великобритания)
  • 18.04 15:42
  • 1
Сергею Шойгу в парке "Патриот" представили более 30 перспективных образцов вооружения и техники
  • 18.04 15:29
  • 0
Кипящий «котёл» Закарпатья остужать никто не собирается
  • 18.04 13:38
  • 1
Норвегия может приобрести фрегаты класса "Тип-26"
  • 18.04 11:46
  • 74
Членство в НАТО в обмен на территорию. Зачем Армения проводит военные учения с США