Войти

Повестка для Путина

3337
17
+2
Владимир Путин
Владимир Путин
Источник изображения: kremlin.ru

Властям нужно срочно принимать решения по бюджету, налогам и приватизации

Повестка ночного экономического совещания, которое провел на неделе Владимир Путин, очевидна: в стране рецессия, а правительство не может принять решения даже по наиболее острым текущим вопросам — налогам, бюджету, приватизации. «Газета.Ru» выбрала пять острых злободневных вопросов, на которые чиновники пока не нашли ответов.

Владимир Путин провел ночное совещание с экономическим блоком правительства и главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной. Совещание было названо рабочим, и его подробности не раскрываются. Но повестка для подобных встреч очевидна: в стране рецессия, а правительство не может принять решения даже по наиболее острым текущим вопросам — налогам, бюджету, приватизации.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал ночное совещание с четверга на пятницу обычным делом, пояснив, что все дело в графике главы государства.

«Это объясняется перегруженностью рабочего графика в связи с напряженной международной обстановкой. Очевидно, что международная составляющая отнимает много времени в ежедневных делах у президента, — заявил он, добавив: — У нас и внутренняя повестка дня, и публичные мероприятия, и совещания по конкретным вопросам, связанные с экономикой, поэтому не получается укладываться в световые сутки».

В то же время Дмитрий Песков отказался сообщать подробности встречи, ограничившись словами, что затрагивались «и текущие, и вопросы экономического развития на среднесрочную перспективу». «Большего я вам сказать не могу», — резюмировал он.

«Большего» «Газете.Ru» не смогли сообщить ни в Министерстве экономического развития, ни в других ведомствах. Впрочем, экономическая повестка дня для встреч президента с правительством хорошо известна. Безусловно, кабинету министров позарез требуется разработать и принять внятную экономическую программу на ближайшие несколько лет. Но правительство не может решить даже наиболее острые текущие проблемы. «Газета.Ru» выбрала пять наиболее злободневных вопросов, на которые чиновники пока не нашли ответов.

Насколько порезать расходы бюджета?

Из-за падения цен на нефть денег в федеральном бюджете в этом году будет намного меньше, чем предполагалось (он сверстан из расчета $50 за баррель, а в январе — феврале стоимость барреля колебалась в районе $30, и только недавно вышла к $40).

При среднегодовой цене барреля в $30 дефицит может составить 4% ВВП (более 3,2 трлн руб.), при $40 сохраняется задача обеспечить дефицит в 3% ВВП, говорил министр финансов Антон Силуанов.

Минфин уже объявил о сокращении расходов на 10% и отказе от выдачи авансов. Но в итоге расходная часть может быть профинансирована еще в меньшем объеме.

За первые два месяца текущего года, по данным Федерального казначейства, объем расходов составил 1,962 трлн руб. Это самый низкий показатель с 2011 года, когда было потрачено 1,427 трлн руб.

Все остальные годы правительство направляло бюджетополучателям не менее двух триллионов, а в прошлом году сумма расходов составила почти 3 трлн руб.

Благодаря тому, что «зажаты» расходы, дефицит бюджета за январь — февраль удалось сохранить на минимальном уровне в 111 млрд руб. Минфин еще ни разу не воспользовался средствами Резервного фонда для финансирования дефицита. На 1 марта его размер составлял 3,747 трлн руб. ($49,9 млрд). Не расходуются средства и Фонда национального благосостояния, в котором лежит 5,357 трлн руб. ($71,34 млрд).

Минфин обещает наверстать расходы в следующих месяцах, но какой окажется сумма фактических расходов, сегодня сказать сложно.

Уже очевидно, что будет сокращена одна из основных расходных статей бюджета — гособоронзаказ, хотя ранее этого делать не планировалось.

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в интервью The Wall Street Journal отметил, что «сокращение будет». «Думаю, гособоронзаказ будет сокращен примерно на 10%», — заявил он. Ранее заместитель министра обороны Татьяна Шевцова сообщила, что расходы на содержание ведомства сокращены на 5%.

Что и когда приватизировать?

Чтобы наполнить бюджет деньгами, правительство хотело провести масштабную приватизацию. Предполагалось выставить на продажу пакеты акций «Роснефти», «Башнефти», «Аэрофлота», «Совкомфлота», АЛРОСА, ВТБ и других компаний с госучастием. Однако плохая конъюнктура рынка мешает властям принять конкретные решения — продавать дешево никто не хочет.

Альтернатива в виде продажи активов «стратегическому инвестору» из числа близких к Кремлю корпораций и бизнесменов также не лучший вариант.

Появившаяся на днях в Financial Times информация о готовящейся продаже 25% «Аэрофлота» Аркадию Ротенбергу была опровергнута и в правительстве, и самим предпринимателем.

Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин не принимал такого решения, и призвал «не обращать внимания на подобные материалы». «Это не соответствует действительности. Вы знаете о тех обсуждениях, которые ведутся относительно возможных приватизационных процессов, вы знаете о существовании различных точек зрения на этот счет, но это не единоличная прерогатива президента», — пояснил он.

По информации «Ведомостей», глава Росимущества Ольга Дергунова, которую в январе «информированные источники» отправляли в отставку, выступает против большой приватизации в текущих условиях. Она предлагает продать сначала небольшую часть госпакетов.

Каким будет решение правительства, что будет продано (и будет ли вообще продано хоть что-то), сегодня не знает никто. Вероятно, будут приниматься «точечные» решения, и, скорее всего, власти все же будут искать стратегических инвесторов. Иного способа получить более-менее приемлемую сумму на данный момент нет.

Повышать или нет налоги?

Естественно, что одной приватизации (даже если продать все по максимально возможной сейчас цене) недостаточно для ликвидации дефицита. Поэтому Минфин генерирует различные инициативы по увеличению фискальной нагрузки. «Под раздачу» попадает пока население. Так, с 1 апреля будут повышены акцизы на моторное топливо, что приведет к росту цен на заправках.

Но и бизнесу стоит ожидать «подарков». Одна из инициатив — повысить налоговую нагрузку на нефтяной сектор, изменив формулу расчета налога на добычу полезных ископаемых.

Нефтяники пока стоят стеной — они и без того сокращают свои инвестпрограммы, перспектива лишиться еще нескольких сотен миллиардов рублей их не радует. Особенно если российские власти договорятся с ОПЕК о замораживании объемов добычи нефти, что лишит отрасль возможности увеличивать выручку за счет наращивания производства (в прошлом году добыча выросла на 1,3%).

Вторая группа налоговых инициатив касается пенсионной системы. Минфин предлагает разные варианты повышения размера страховых взносов, чтобы дать дополнительные средства и снизить размер трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду, а также разблокировать накопительный компонент (в бюджете текущего года заморожено 342 млрд руб.).

Например, может быть увеличен размер выплат с «больших» зарплат, повышен размер отчислений для индивидуальных предпринимателей и пр.

Предпринимательское сообщество категорически против этого. Бизнес-омбудсмен Борис Титов предупреждает, что, если повысить страховые взносы для индивидуальных предпринимателей, то полмиллиона из них уйдет с рынка. Примерно такие потери были в 2013 году, когда правительство уже повышало в два раза страховые платежи для ИП (потом это решение пришлось отменять).

Если налоги не повышать, то надо резко нарастить заимствования или еще больше оптимизировать бюджетные расходы, а также принять окончательное решение об отказе от накопительного компонента в его нынешнем виде.

Что делать с ВЭБом?

Внешэкономбанк, выполняющий функцию института развития, в нынешних условиях рецессии и бюджетного дефицита стал «чемоданом без ручки» — нести тяжело, а бросить жалко. В банк были «слиты» плохие олимпийские кредиты, он выдавал деньги по льготным ставкам, активно занимал за рубежом и в итоге погряз в долгах и убытках.

По итогам 2014 года (по МСФО), убыток ВЭБа составил 249,656 млрд руб., за первое полугодие 2015 года — 73,491 млрд руб. Объем кредитного портфеля на 30 июня 2015 года — 2,864 трлн руб. По расчетам самого банка, в 2016–2017 годах ему надо погасить примерно $2,8 млрд. Рефинансировать ВЭБ эти долги из-за антироссийских санкций не может.

Правительство уже несколько месяцев пытается придумать способы спасения ВЭБа, но пока это не очень получается. Банку в идеале нужно не менее 1 трлн руб., но таких денег (даже в виде ОФЗ) ему никто не даст. Пока принято одно «денежное» решение — разместить в ВЭБе девятимесячный депозит на 100 млрд руб. бюджетных средств. Вероятно, что из Фонда национального благосостояния банку перепадет еще один депозит — на 300 млрд руб. Обсуждалось также выделение из бюджета 150 млрд руб., которые могли бы пойти на докапитализацию.

Разбираться с долгами и выбивать из правительства деньги будет новый председатель. 26 февраля Сергей Горьков, работавший зампредом Сбербанка, сменил на посту главы ВЭБа Владимира Дмитриева. Пока он демонстрирует оптимизм.

«Конечно, нужно какое-то время для того, чтобы разобраться в тех базовых проблемах, которые есть. Они есть, но я уверен, что при поддержке правительства с ними можно будет справиться и действительно создать институт развития в новых условиях. Конечно, новые условия совершенно другие, чем были, может быть, десять лет назад, но я уверен, что новой команде вместе с накопленным опытом, который есть у старой команды, вполне по силам справиться с задачей при поддержке правительства и вас лично», — заявил Сергей Горьков на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым.

Снижать или нет ключевую ставку?

Рецессия в российской экономике продлится и в 2016 году. В этом сегодня не сомневается никто из экономистов. Масштаб падения — 1–2% ВВП. В январе, по оценке все того же ВЭБа, в годовом исчислении ВВП сократился на 3,1%, и на 0,2% к предыдущему месяцу (со снятой сезонностью).

«Первый месяц года продолжил негативную тенденцию динамики ВВП, которая сформировалась с октября прошлого года. В январе спад даже несколько усилился… Сохраняет высокую волатильность динамика обрабатывающих производств… Продолжает разочаровывать динамика потребительского спроса… Динамика отраслей, ориентированных на инвестиционный спрос, показала в январе негативные значения, что косвенно говорит о продолжении инвестиционного спада», — говорится в комментарии главного экономиста Внешэкономбанка Андрея Клепача.

Меры, которые принимает правительство в том числе в рамках так называемого антикризисного плана, не окажут существенного влияния на текущее положение дел, поскольку расходы бюджета все равно существенно сократятся и дополнительных денег экономика не получит.

Все внимание сегодня приковано к Банку России, от которого ждут снижения ключевой ставки на ближайшем заседании 18 марта. Сейчас она составляет 11%, а это значит, что ставка для заемщиков в коммерческих банках составляет 15% годовых и выше. Ставка по потребительским кредитам выше 20%. Естественно, что инвестиции в основной капитал и потребительский спрос не могут расти.

Но у ЦБ есть цель — довести инфляцию до 4% к концу 2017 года. Поэтому он ориентируется исключительно на показатели инфляции. По итогам февраля она составила 8,9% в годовом исчислении. За первые девять дней марта цены выросли на 0,2%. Аналитики Sberbank CIB считают, что в следующую пятницу совет директоров ЦБ примет решение, что снижать ключевую ставку пока рано.

Возможно, что Владимир Путин и некоторые члены правительства имеют другую точку зрения на то, какой должна быть ставка, и поделились своими мыслями с Эльвирой Набиуллиной. Каким будет решение ЦБ, мы узнаем через неделю. К сожалению, по остальным актуальным вопросам повестки дня дедлайнов вообще не существует.


Петр Орехин

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
03.02.2016
Как продать на 1 трлн?
08.11.2012
Военторг окончен
26.11.2009
Не спешите их хоронить
16.10.2009
Круговая оборонка бюджета
05.03.2009
Хорошие новости для ОПК. Сергей Иванов рассказал депутатам о мерах по поддержке российской "оборонки"
20.10.2008
"Главное, чтобы дошли до адресата"
17 комментариев
№1
15.03.2016 03:28
Честно говоря, если экономика России за след. 2-3 года не рухнет, то Эльвиру Набиуллину надо выдвинуть на Нобеля, и я говорю это без иронии и шуток. Ведь в тех тисках, в которых ей приходиться работать - (деньги-товар-деньги не работает, работает деньги-товар, т.к. народ не тратит), налог-не-повысь, зарплату/пенсию не-добавь-не-уменьш, не-сократи-грядут-выборы и т.д. Такое впечатление, что она единственная ЗНАЕТ что делать, а остальные делают что-скажет-дима, а если он не знает?
-4
Сообщить
№2
15.03.2016 04:04
Цитата, second_attempt сообщ. №1
Такое впечатление, что она единственная ЗНАЕТ что делать, а остальные...
Вы это серьёзно?! :D Аж до слёз, почти как признание в любви)))))
Гениальная Набиуллина, которая при стабильно положительном торговом сальдо умудрилась обвалить рубль в два раза? Которая "борясь с инфляцией" при вдвое недомонетизированном ВВП задрала ставку до двузначных величин и получила устойчивую самоподдерживающуюся стагфляционную спираль? Которая накачала банки деньгами и при этом не контролирует их валютные позиции? Та самая Набиуллина, над которой англосаксы в открытую стебутся, называя её "лучшим председателем центрального банка"? Это она то ЗНАЕТ что делать?! :)))
Да эту свихнувшуюся монетаристку первой из власти гнать надо!
+4
Сообщить
№3
15.03.2016 04:20
siamsky, страна не знает своих героев, зато Европа её очень ценит.

Forbes прекрасно о ней отзывается
http://www.forbes.com/profile/elvira-nabiullina/

Elvira Nabiullina, governor of the Central Bank of Russia, has been named Euromoney’s Central Bank Governor of the Year for 2015.
http://www.euromoney.com/Article/3488964/Nabiullina-named-Euromoney-Central-Bank-Governor-of-the-Year-2015.html
-2
Сообщить
№4
15.03.2016 04:25
страна-то знает этих "героев", да дотянуться не может с намыленной верёвкой
+7
Сообщить
№5
15.03.2016 08:23
Европа и США сень ценили Горбачёва и Ельцина. А некто Барак Обама 90-е годы привел в пример "экономическое развитие" России. Абсолютное большинство населения России конечно не согласилось бы с этой оценкой, но как известно, мнение "всегоцивилизованногомира" имеет большее значение, да и более компетентно безусловно. Ну и совмещать гениальность Набибуллиной и гипотетический разве экономики России в одном флаконе -это шедевр.)
+5
Сообщить
№6
15.03.2016 10:21
Цитата, second_attempt сообщ. №1
Честно говоря, если экономика России за след. 2-3 года не рухнет, то Эльвиру Набиуллину надо выдвинуть на Нобеля, и я говорю это без иронии и шуток.
Думаю, что на своем сладком месте она уже 100 нобелевских наколбасила.
Цитата, second_attempt сообщ. №3
Forbes прекрасно о ней отзывается
http://www.forbes.com/profile/elvira-nabiullina/
ОООО.... неужели я наблюдаю за инкарнацией 80-х?
Вспоминаю, как старички профессора со слезами на глазах, как дети радовались нашему "воссоединению" с мировой цивилизацией. В итоге с нами поступили как с цивилизацией Инков - Писарро. Единственное, конкистадоры начали вырождаться на Западе, да и мы не индейцами оказались. Но, дорогой мой, вы с это либеральной фишкой, про то что в руках у либералов не было настоящей власти, и о том, как они борются за процветании родной страны - мимо кассы пролетели. Все разумные люди видели череду, можно так назвать, "экспериментов" на территории нашей многострадальной Родины. И к чему они приводят тоже видели. Их было три: феодальный, коммунистический и либерально-демкоратический. Есть те кто предлагает поставить еще один - националистический, но боюсь именно его страна не переживет, а развалиться на национальные образования. А из предыдущих трех, наибольший рывок развитию страны дал, как не спорьте коммунистический. И вот когда, наибольшие жертвы во имя выживания были совершены, и он требовал небольшого косметического ремонта его взяли и поломали. Пришли такие вот красноречевые люди типа Набиулиной, ее мужа - господина Костина, который активно промывает мозги московской тусовки элитариев в своей ВШЭ. Господина Костина, который утверждает, что у нас нет малых и средних предпринимателей. Мы пришли к тому, что эти "талантливые" господа привели страну к экономическому цугундеру. Мой прадедушка занимался частным предпринимательством-производством во времена Сталина, Хрущёва,  Брежнева и все у него было хорошо. Но то, что эти ребята натворили в экономике это Ад и ужос. Люди не живут, а просто выживают - вместо идеалов социалистической эпохи, понимания направленности и не бесцельности своей жизни, мы пришли к мрачному паноптикуму бесцельности жизни ради выживания - к самым мрачным животным временам. Человек выжил и смог подняться по ступеням эволюции благодаря взаимодействию и сотрудничеству, а сейчас мрачное поедание других - каннибализм, ради завоевания своего кусочка потребительской жрачки.
+4
Сообщить
№7
15.03.2016 21:37
Путин должен принять одно единственно верное решение - отставка всего кабинета министров и формирование нового правительства.
Сколько можно терпеть этих не дееспособных пустышек????
+4
Сообщить
№8
16.03.2016 02:53
штурм, Вы считаете, что Путин сможет отказаться от своих убеждений?
+1
Сообщить
№9
16.03.2016 03:33
beka1 - Гапон в 1905 году организовал поход к царю, чтоб рассказать/объяснить ему что происходит в России, т.к. по мнению Гапона царь этого не знал.
   Мне кажется что ШТУРМ придерживается того же мнения - Путин не в курсе что решает правительство, он только подписывает бумажки, не вникая, поэтому всё правительство надо уволить. Сегодня считать, что президент России это кукла как-то не вписывается в реальность. Штурму хотелось бы верить, что заменой правительства можно всё исправить. Что исправить можно только заменой всех, не только правительства - это слишком кардинально, революционно, что-ли. “Надо по чуть-чуть, ценой нескольких поколений, мы потерпим”.
+2
Сообщить
№10
16.03.2016 04:07
Воин3D #6 - “В итоге с нами поступили как с цивилизацией Инков - Писарро”.
   Kak мировая цивилизация (Писарро) могла разрушить Инков (Россию)?  Россией последние 100 лет правили россияне (или советские) люди. Если хотите сказать, что они не смогли (но хотели!), то так и скажите! Нечего винить/пенять заграницу, что вам или за вас  кто-то хотел что-то построить и не получилось - ВСЁ делали САМИ!   Учитесь строить/думать/делать - САМИ! Можете обзывать их, пытающихся что-то строить в России либерастами/нац.предателями/пятой_колонной, но они ВАШИ люди, не иностранцы. Нечего пенять Запад в том экономическом бардаке, в котором оказалась Россия. Возврата к СССР не будет, Kак строить/руководить страной при капитализме, при рыночной экономике - надо учиться/знать/хотеть, надо дать время.
0
Сообщить
№11
16.03.2016 09:23
Цитата, beka1 сообщ. №8
штурм, Вы считаете, что Путин сможет отказаться от своих убеждений?
Ну если он хочет выжить... потому как пример Саадама и Каддафи доставляет.
+1
Сообщить
№12
16.03.2016 09:27
Цитата, second_attempt сообщ. №10
Учитесь строить/думать/делать - САМИ!
Ну так перестаньте ездить за границу и учиться по их политическим методичкам, промывать мозги молодым людям их идеологией. Ставить работу учебных заведений в зависимость от их Булонской системы. Что вы тут втираете про самостоятельность? По поводу возврата в СССР да, согласен не нужно. Нужно строить новое коммунистическое государство, иначе милый вашему сердцу капитализм сожрет человечество. Потому, как жажда наживы и власти, отсутствие конкурирующей социальной среды разрушает современный мир.
+1
Сообщить
№13
16.03.2016 12:45
Воин3D #12 - “Нужно строить новое коммунистическое государство”

Посмотрите на Венесуэлу, построила коммунизм, нефть (нефть!) стала покупать у США - свою добыть не может! Если, случайно, поедете туда, то возьмите с собой туалетную бумагу - её просто нет!
0
Сообщить
№14
16.03.2016 15:40
Цитата, second_attempt сообщ. №13
Посмотрите на Венесуэлу, построила коммунизм, нефть (нефть!) стала покупать у США - свою добыть не может!
Спасибо либералам - промышленность разрушили именно они. Единственный раз когда Россия испытывала ренессанс в промышленном производстве это краткое управление Примакова-Маслюкова.
Цитата, second_attempt сообщ. №13
Если, случайно, поедете туда, то возьмите с собой туалетную бумагу - её просто нет!
в СССР тоже были проблемы с бумагой и что? Самое интересное, что все прекрасные рассуждения либералов о свободе и демократии, постоянно заканчиваются вот подобными сетованиями. Т.е. основное то вот. Вся история человечества, это история науки и искусства, экспансии и покорения. Но вот вопрос туалетной бумаги, да.... Видимо современный российский либерализм и развитие человечества лежит несколько в разных плоскостях.
0
Сообщить
№15
16.03.2016 15:58
second_attempt, согласен с Вами, считаю, что вклад Эльвиры Набиуллины в поддержание относительной экономической стабильности, сильно недооценен. Также считаю профессиональными действия экономического блока Правительства РФ, - он делает все возможное. Заявления о том, что высокотехнологичные отрасли, не связанные с природными ресурсами, могли бы кормить Россию, откровенно популистские. Огромные деньги приносит продажа продуктов нефтепереработки (здесь Правительством РФ очень много сделано, в 2015 г. от экспорта продуктов нефтепереработки Россия впервые получила больше валютной выручки, чем от экспорта сырой нефти) и доступ к рынкам в масштабе всей планеты, при этом товар может быть самым примитивным (например, корпорация, продающая шоколадные батончики сникерс, зарабатывает в год десятки миллиардов долларов США), Российская корпорация, продающая высокотехнологичный товар (например, гражданские самолеты), всегда будет зарабатывать гораздо меньше, так как под любыми предлогами ей такой большой рынок никто не предоставит.
0
Сообщить
№16
10.04.2016 10:58
Цитата, Ghon Ghon сообщ. №15
при этом товар может быть самым примитивным

...примерно, как шнурочки на Одесском рынке, продаваемые дядей Изей! ))) Понятно, откуда такие "популисские" взгляды! ;D ;D ;D
0
Сообщить
№17
10.04.2016 21:48
Цитата, Ghon Ghon сообщ. №15
Огромные деньги приносит продажа продуктов нефтепереработки (здесь Правительством РФ очень много сделано, в 2015 г. от экспорта продуктов нефтепереработки Россия впервые получила больше валютной выручки, чем от экспорта сырой нефти)

А вот федеральная таможенная служба так не думает. http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=22576&Itemid=1978

Сырая нефть - 89.5 млрд
Нефтепродукты - 67.4 млрд.

Цитата, Ghon Ghon сообщ. №15
Российская корпорация, продающая высокотехнологичный товар (например, гражданские самолеты), всегда будет зарабатывать гораздо меньше, так как под любыми предлогами ей такой большой рынок никто не предоставит.
Точно так же как никто не предоставляет свой рынок никакой другой отрасти любой страны мира. Этот рынок завоёвывается а не "предоставляется".

Если рынка нет, значит не смогли его отвоевать у конкурентов. Причины разные... низкое качество, худшее обслуживание, большая цена, политические(или валютные) риски и т.д.
Так что никто никому нигде никогда ничего не "предоставляет".
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 24.04 20:25
  • 1024
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 24.04 18:08
  • 477
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 24.04 18:05
  • 43
Россия использует пропаганду как средство войны против Запада - британский генерал
  • 24.04 17:59
  • 6
В JAXA допускают, что лунный модуль SLIM сможет начать выработку электроэнергии
  • 24.04 17:50
  • 21
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 24.04 16:17
  • 0
«Обратная» миграция: что творится в ЕС?
  • 24.04 14:35
  • 5
Клинцевич рассказал о запускаемых со «Смерча» российских бомбах
  • 24.04 13:06
  • 2
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 24.04 11:41
  • 0
Закарпатье: Этнические конфликты и экономические проблемы в тени СВО
  • 24.04 11:28
  • 1
В России работают над 3D-принтером для крупных деталей
  • 24.04 10:51
  • 1
Глава НАСА обвинил Китай в скрытной милитаризации космоса под прикрытием гражданских программ
  • 24.04 09:32
  • 1
Интервью. Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет «Ангара»
  • 24.04 09:30
  • 2
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 24.04 08:44
  • 7
В США показали испытания беспилотной подлодки на видео
  • 24.04 08:39
  • 5
"Вампиры" против "Гераней" на Украине