Войти

Иностранцы могут отказаться вернуть неустойку за сорванные военные контракты

8915
15
-9
Мулино
Тестирование средств автоматизации отечественного ОПК для Центра боевой подготовки войск (Мулино, Нижегородская обл.).
Источник изображения: МО РФ

Учебный центр в Мулино Россия достраивает своими силами

Российское правительство официально предъявило претензии немецкой компании Rheinmetall за срыв контракта на 100 млн евро по оборудованию полигона в Мулино. Немцы до последнего судились со своим правительством. Тем временем выясняется, что шансы России получить неустойку за «Мистрали» близки к нулю из-за особенностей заключенного с Парижем контракта.

Минобороны России направило уведомления о финансовых претензиях немецкой компании Rheinmetall за срыв контракта по оборудованию полигона Мулино, сообщил заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии России Олег Бочкарев.

«Уже принято решение, работа начата. Первые уведомления и документы Минобороны уже направило немецкой стороне», – сказал Бочкарев ТАСС. Он уточнил, что больше российское правительство сотрудничать с этой фирмой не будет.

Соглашение о начале проектирования центра боевой подготовки на территории полигона Мулино было заключено в феврале 2011 года в Москве. Договор подписывали бывший министр обороны России Анатолий Сердюков и руководитель Rheinmetall Клаус Эберхард. Стоимость проекта составила порядка ста миллионов евро. Обучение в центре, рассчитанном на тактические учения бригады, могут проходить до 30 тыс. военнослужащих в год. В перспективе в России планировалось построить четыре таких центра.

Оружие мотострелков, танков и БМП на этом центре оснащено лазерными импульсаторами, а система фиксирует попадание в оснащенных датчиками военнослужащих и технику. Это не только позволяет воссоздать тактическую обстановку, максимально похожую на боевую, но и существенно экономит боеприпасы, горючее и ресурс боевой техники. Ранее в военном ведомстве заявляли, что благодаря этой экономии центр окупится уже через два года.

К тому моменту, когда стало известно, что выполнять свои обязательства германская компания не будет, большинство объектов уже были построены, а соединения Западного военного округа еще в прошлом году проводили там тактические учения.

Центр в Мулино по контракту должен был быть готов в сентябре, однако в начале августа министерство экономики ФРГ окончательно остановило реализацию сделки.

Источники Deutsche Welle, близкие к военно-промышленным кругам ФРГ, сообщали, что в Мулино якобы не поставлено, в частности, программное обеспечение, без которого, по их словам, весь тренажерный комплекс теряет смысл. Однако замначальника главного управления боевой подготовки ВС РФ генерал-лейтенант Юрий Петров заверял, что на 95% центр построен, а недостающие компоненты были заменены отечественными аналогами.

Высокопоставленный источник «Интерфакса» в российском военном ведомстве сообщил, что поле работ Rheinmetall в этом проекте – лишь 10%. «Наша промышленность в состоянии обеспечить импортозамещение», – сказал он, отметив, что Минобороны подаст судебные иски за невыполнение обязательств. «Они заплатят нам гораздо больше, чем на них потратили», – сказал источник.

Надо сказать, что в Rheinmetall срыву стомиллионного контракта совсем не обрадовались. Представители концерна заявили, что это один из самых важных для него контрактов, обращались к правительству ФРГ, опротестовывали решения властей в суде, но все было тщетно.

Напомним, аналогичная ситуация складывается вокруг контракта по строительству во Франции двух вертолетоносцев «Мистраль» для России. Один из кораблей готов к передаче, но Франция приостановила поставку. Первый из двух вертолетоносцев типа «Мистраль», которые строятся на французских верфях в Сен-Назере – ДВКД «Владивосток» – должен был быть передан российской стороне 14 ноября, однако церемония была отменена по инициативе Парижа. Пока ситуация подвисла – окончательного решения Париж еще не озвучил, но российские моряки, прошедшие обучение на «Мистрале», накануне покинули Францию. В Минобороны заявили, что не против получить неустойку, которая будет потрачена на закупку российской техники. Размер компенсации за срыв контракта составляет 3 млрд евро при стоимости двух построенных вертолетоносцев в 1,2 млрд.

Однако, как рассказал газете ВЗГЛЯД редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, в контракте на «Мистрали» в качестве форс-мажорных обстоятельств, освобождающих французскую сторону от выплаты каких-либо неустоек, предусмотрено как раз политическое решение руководства Франции.

«По данным моего высокопоставленного источника, в контракте содержится пункт, который позволяет французам не платить неустойку, – заявляет Коротченко. – В лучшем случае мы можем лишь получить назад те деньги, которые были заплачены за контракт. Причем они и эти деньги не хотят возвращать, потому что они используют лукавую формулировку о том, что контракт не аннулируют – просто не создались условия для передачи кораблей. То есть они могут хоть десять лет ждать, когда условия возникнут, они будут «дурака включать» и тянуть эту ситуацию до бесконечности. Есть три месяца, когда они пройдут, надо будет ставить вопрос в практическую плоскость: либо поставляйте корабли, либо возвращайте деньги».

Что же касается контракта по Мулино, то он разорван, и если в нем четко прописаны штрафные санкции, то можно будет взыскать, считает Коротченко.

«От всего этого нам одни убытки – моральные и с политической точки зрения. Самое главное – вернуть свои деньги. Это хороший урок, чтобы больше не связываться с зарубежными компаниями», – заключил эксперт.

О том, что в тексте договора может быть прописано решение руководства страны как форс-мажорное обстоятельство, говорил в интервью газете ВЗГЛЯД председатель коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Юрий Николаев. «Если в форс-мажоре предусмотрен выпуск некоего акта, который влияет на деятельность исполнителя, то такой отказ законен. Если в контракте это не прописано, а международный контракт подчиняется не внутреннему праву, а международному и международно-публичному праву, то это правовые финансовые риски исполнителя», – сказал он. Возможны и другие варианты: «Возможно, в контракте выбран один из международных третейских судов. В таких контрактах может быть прописан и российский суд, и третейский суд Торгово-промышленной палаты РФ. Обычно стороны, когда договариваются, выбирают применимое право – немецкое, английское, русское – и выбирают суд, причем то и другое может быть разное, например суд Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, а применимое право – немецкое. Если выбран суд, находящийся на территории России, он будет лишен политического давления со стороны немецких властей и вынесет законное решение. Если это будет суд на немецкой стороне, тогда, конечно, Министерству обороны не позавидуешь», – добавил он.

«Но возможен и третий вариант, где будет указано, что был зафиксирован отказ исполнителя и что исполнитель сделал это не по своей воле, в связи с чем с исполнителя будут взысканы только прямые убытки и не будет взыскана неустойка. По своей правовой природе неустойка является штрафной санкцией за недобросовестное поведение исполнителя. В данном случае поведение исполнителя является добросовестным: что ему делать, если родная страна запретила работать?» – заключил юрист.


Роман Крецул

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
02.12.2016
Свой вместо чужих
07.04.2014
Правительство прорабатывает варианты оперативного импортзамещения в оборонке
26.03.2014
Три офицера из России
17.12.2012
"Мистрали" – non grata
08.11.2012
Военторг окончен
03.10.2011
Партнеры по оружию: как Германия модернизирует российскую армию
15 комментариев
№1
23.12.2014 07:26
Цитата, q
в контракте на «Мистрали» в качестве форс-мажорных обстоятельств, освобождающих французскую сторону от выплаты каких-либо неустоек, предусмотрено как раз политическое решение руководства Франции.
да... учиться и ещё раз учиться составлять контракты
я что-то подобное и ожидал... это так по русски... :(
+6
Сообщить
№2
23.12.2014 08:08
ДА, контракты надо уметь составлять ...
0
Сообщить
№3
23.12.2014 09:49
Кто бы сомневался, что именно так и будет, в данной ситуации.
+1
Сообщить
№4
23.12.2014 10:13
"Форс-мажор (фр. Force majeure, высшая сила, лат. Vis maior; в русскоязычных юридических документах встречается термин «непреодолимая сила») — непредсказуемое событие (например, стихийное бедствие, военные действия, забастовки, революции и др.), не зависящее от воли сторон, участвующих в сделке, но ведущее к невозможности исполнения договорных обязательств. В гражданско-правовых системах форс-мажор определяется как обстоятельство, которое освобождает стороны, заключившие договор, от ответственности. Форс-мажорными не признаются ситуации, порождающие коммерческий риск (например, изменение цен, неблагоприятная конъюнктура и др.)." - Большой юридический словарь. С каких это пор руководство Франции стало высшей силой? Или у нас с французами война? Если будет суд это будет напоминать экзекуцию утер офицерской вдовы.
+10
Сообщить
№5
23.12.2014 10:16
Цитата, q
да... учиться и ещё раз учиться составлять контракты
я что-то подобное и ожидал... это так по русски... :(
ИМХО, как не составляй контракт, неустойку нам по-любому не вернут. Они считают Россию агрессором, а какое ВТС  и выплаты неустойки агрессору... И плевать они хотели на международное прово... Впрочем как и мы
-1
Сообщить
№6
23.12.2014 12:40
Если будут не возвращать деньги, нужно будет прибегнуть к аресту французского имущества на территории РФ.
+4
Сообщить
№7
23.12.2014 14:38
Да, одна только Шнайдер-Электрик владеет кучей предприятий у нас. Будет чем поживится :)
0
Сообщить
№8
23.12.2014 14:58
Ой да полно вам, все согласовывается в колуарах, думаю выход из данной ситуации уже давно обсудили, что бы как обычно не кто не "потерял лицо". Думаю на все что вбрасывается в СМИ нужно смотреть скептически.
Есть в истории случаи когда страны не хотели возвращать долги, итп. Но да же если это не заканчивалось для них плохо, потом все равно находили способ их забрать в том или ином виде. Так, что думаю французы это понимают и уже успели обговорить все нюансы.
+2
Сообщить
№9
24.12.2014 05:03
Данный прецедент - достойное оправдание отказу возвращать долги, который обсуждается.
Хотелось бы вспомнить, что американцы продолжали активное участие в немецкой промышленности в годы ВОВ... Т.е. фашисты им и тогда были ближе...
-1
Сообщить
№10
24.12.2014 08:40
Спасибо за контракт Сердюку, его спонсору и либерастам.
-2
Сообщить
№11
24.12.2014 10:07
Чтобы отказаться вернуть неустойку, фирма должна сама, честно признаться, что не может выполнить контракт в силу форсмажора.
А тянуть время и водить за нос их никакой форсмажор не заставляет, следовательно неустойку за задержку контракта с них вполне можно взыскать.
Если они долго не будут исполнять контракт - то этот факт может быть предьявлен в суде как вина фирмы, а не французского правительства.
Нельзя на двух стульях одновременно сидеть - или быстрый возврат денег или затягивание времени.
Затягивание времени не может быть оправдано форсмажором.
+1
Сообщить
№12
24.12.2014 15:02
Цитата, Андрей_К сообщ. №11
Чтобы отказаться вернуть неустойку, фирма должна сама, честно признаться, что не может выполнить контракт в силу форсмажора.
Логично. Форсмажор - это не просто красивое слово, его надо ОБЪЯВИТЬ и уведомить другую сторону. А объявив, автоматически признать неисполнение контракта.
0
Сообщить
№13
24.12.2014 15:30
Цитата, q
С каких это пор руководство Франции стало высшей силой
да с таких самых пор  и стало, когда появились системы права.
Цитата, q
Большой юридический словарь.
Вам надо было чуть побольше почитать, но вас не хватило на это, поэтому у вас такие выводы.
Цитата, q
Если будут не возвращать деньги, нужно будет прибегнуть к аресту французского имущества на территории РФ
Прибегнуть и отбегнуть - такова тактика 2 жоп.
Цитата, q
Ой да полно вам, все согласовывается в колуарах
в калоуарах согласовывается кто кого сольет , а в суде отстаивают нарушенное право, оснований для защиты нашего права очень мало, вот и обсуждайте в калуарах .
Цитата, q
Чтобы отказаться вернуть неустойку, фирма должна сама, честно признаться, что не может выполнить контракт в силу форсмажора.
честно признаться в чем? в том , что правительство запретило поставку изделия? - Я думаю все в курсе, временный форс мажор , так сказать мусью пардон . А контаркты надо уметь составлять как указали выше, правда мы в глаза не видели текста договора, но можно сказать с уверенностью , что такие моменты и последствия обговорены, иначе у нас полные бараны отвечают за международные закупки, а кстати подвязалась какая-то фирма отстаивать интересы РФ, опять расходы, если в договоре не указаны последствия отказа от исполнения в силу непреодолимых обстоятельств )))
+2
Сообщить
№14
24.12.2014 15:52
Цитата, q
честно признаться в чем? в том , что правительство запретило поставку изделия?
Да, именно в этом.
Чтоб форсмажор был признан существующим (а не выдуманным) надо его честно объявить, а не как сейчас "наполовину беременная".
Как может быть форсмажор который одновременно есть и одновременно его нет.
Если есть форсмажор, надо объявить:форсмажор.
Когда происходит пожар или наводнение, то об этом объявляют соответственно.
Когда происходит страховой случай, об этом надо подать заявление в страховую компанию: мол. произошел страховой случай.
Форсмажор о котором не обьявленно не существует.
+3
Сообщить
№15
24.12.2014 16:33
Цитата, пАРАМПАМПАМ сообщ. №13
в калоуарах согласовывается кто кого сольет , а в суде отстаивают нарушенное право, оснований для защиты нашего права очень мало, вот и обсуждайте в калуарах .
О чем речь если суда еще нет ?
Цитата, пАРАМПАМПАМ сообщ. №13
честно признаться в чем?
Наверно имеется введу то, что французская сторона должна сообщить на основании какого пункта договора отказывается передать корабли. Что как мне кажется не когда не случится :)
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 16.04 04:57
  • 65
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 16.04 01:21
  • 2
Названо количество прикрывающих российские объекты «Панцирей»
  • 15.04 22:40
  • 1
Российские «Солнцепеки» получили дополнительную защиту
  • 15.04 22:39
  • 0
О русском патриотизме
  • 15.04 22:21
  • 1
Ответ на пост Razgon'а (важные IMHO вопросы)
  • 15.04 20:55
  • 827
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 15.04 20:31
  • 13
В спецоперации на Украине задействован триумвират крылатых ракет - "Калибр", "Оникс" и Х-35
  • 15.04 20:18
  • 22
Национальная политика и миграция
  • 15.04 19:53
  • 4
Никита Михалков: России больше не нужно окно в Европу, которая окончательно деградировала
  • 15.04 17:12
  • 2
В России назвали главный козырь Ирана
  • 15.04 13:51
  • 6
В США показали испытания беспилотной подлодки на видео
  • 15.04 11:12
  • 1
Эксперт: российские базы БПЛА у Севморпути нужны из-за эскалации в Арктике со стороны США
  • 15.04 10:54
  • 1
США не хотят большой войны на Ближнем Востоке, пытаются держать баланс и проявлять сдержанность, считает Медведев
  • 15.04 09:26
  • 1
"Вампиры" против "Гераней" на Украине
  • 15.04 08:54
  • 1
Мантуров анонсировал запуск многоразовой метановой ракеты "Амур-СПГ" в 2030 году